Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (43.0 Kb) · Скачать удаленно () ] | 27.06.2017, 10:30 |
Процесс работы над литературным произведением в начальных классах Основные этапы работы над произведением Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества. В обобщенной формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом (выделяются три этапа работы): 1) первичный синтез, 2) анализ, 3) вторичный синтез. Этап первичного синтеза, в свою очередь, подразделяется на: — подготовку к первичному восприятию текста, — установку на целенаправленное восприятие текста, — первичное восприятие текста, — эмоционально оценочную беседу. Основные задачи первичного синтеза — это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального воздействия произведения. На этапе анализа: — устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета; — выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует); — раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка); — проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев. На этапе вторичного синтеза: — обобщаются существенные черты действующих лиц; — сопоставляются герои и дается оценка их поступкам; — выясняется идейная направленность произведения; — дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства. Указанные этапы работы над литературным произведением не являются полным аналогом структурных компонентов урока чтения, так как над одним и тем же произведением работа может проходить в течение нескольких уроков и каждый урок будет иметь свои цели. Но в целом работа проводится от первичного ознакомления с фактическим содержанием через анализ действующих лиц и мотивов их поведения к обобщению и выделению идеи. Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза необходимо проведение работ творческого характера. Объединяющим подготовительную и заключительную работу над произведением моментом являются установление связи с жизненным опытом школьника и уточнение знаний учащихся об окружающей действительности, направленные на углубление их оценочных суждений. Приемы подготовки учащихся к восприятию литературного произведенияДля правильного восприятия содержания произведения учащиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей. Не менее важно в процессе работы, предшествующей чтению создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения. Перечислим задачи подготовительной работы: 1) расширить представления учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста; 2) познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству; 3) подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения; 4) раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено. Вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы решается учителем, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся (далеко не каждое произведение требует предварительной работы). Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Выбор приема подготовки зависит от имеющегося у детей жизненного опыта, уровня литературной подготовки характера произведения и других факторов. Перечислим некоторые виды работ, которые используются при подготовке детей к восприятию: — рассматривание книги; — свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях; — беседа; — рассказ учителя; — экскурсия; — рассматривание картин и рисунков; — демонстрация фильмов; — прослушивание музыкальных произведений; — викторина по книгам или произведениям автора; — обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении, и т.д – презентация. Планируя рассказ об авторе или беседу о его жизни и творчестве, следует помнить о том, что этот прием целесообразен лишь в тех случаях, когда такие сведения имеют отношение к описываемым событиям. Экскурсия организуется перед чтением произведений о природе для углубления конкретных знаний учащихся и формирования умения наблюдать и точно описывать явления природы. В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть изображенное автором в произведении, но и услышать то, о чем он пишет. Не научить детей слышать звуки леса, реки, неба — значит не научить их видеть природу во всей ее красоте. Если в ребенке не развито это умение, то восприятие художественного произведения о природе будет затруднено. В зависимости от содержания произведения проводят экскурсии в музеи, на производства. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит в речь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся в тексте. Демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. : Фильм обычно используется как введение в тему чтения для уточнения и систематизации имеющихся у детей представлений. Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют как осознанному чтению, так и яркому эмоциональному восприятию содержания произведений. В целях развития у детей умения выделять важные и существенные моменты фильма после его просмотра организуется беседа. Многие вопросы в этой беседе будут только поставлены, а ответы на них учащиеся получат из рассказа, который им предстоит читать. Такая ситуация позволяет повысить интерес к чтению, делает его более целенаправленным. В качестве источника информации могут также выступить сюжетные картины, предметные рисунки, иллюстрации и т.п. Слушание музыки является хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненности. Программы по чтению и музыке для начальных классов дают большие возможности использования музыкальных произведений и отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений, сказок. Рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Значительно возрастает интерес к литературному произведению, если познакомить учащихся с писателем, рассказать о его любимых занятиях. Для этого наиболее аффективным методом является рассказ учителя. Рассказ позволяет экономно использовать время на уроке, доходчиво и эмоционально сообщить детям о писателе. Свой рассказ учитель обычно сопровождает показом портрета писателя, его книг разных изданий, что чрезвычайно важно в целях пропаганды книги, воспитания любви к чтению. На начальном этапе обучения можно ограничиться коротким сообщением, затем предоставить детям возможность познакомиться с книгами писателя. От класса к классу постепенно углубляются знания учащихся об авторах читаемых произведений. От сообщения эпизодических сведений переходят к более целостному ознакомлению детей с жизнью и творчеством писателя.. Однако в начальных классах в большинстве случаев учитель ограничивается рассказом об определенном периоде жизни и творчества писателя. В целях более глубокого восприятия произведения сообщается также о реальной основе событий, изображенных в произведении. Беседа возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать. Вопросы для беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие — различные, третьи рассчитаны на сообразительность. Но необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей ответа не знают. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением. Такое чередование вопросов позволяет вовлечь в работу всех детей, в том числе слабых учеников. В процессе беседы может использоваться наглядность, а также речь учащихся пополняется новыми, незнакомым словами, которые встретятся в изучаемом произведении. Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителя о теме произведения. В том случае, если дети имеют достаточно представлений по теме чтения, читали подобные произведения, имеют личный опыт в данной области, вопросы ставятся в такой форме, которая позволяет детям дать ответ в виде свободного связного высказывания. Подготовительная работа не является обязательной. Она не проводится, если тематика произведения близка и понятна детям, если подобные произведения читались детьми на предыдущих уроках. Важным моментом в подготовке детей к первичному восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание или чтение художественного произведение; Установка дается в форме вопроса или задания, например: «Подумайте, почему рассказ так назван», «Подумайте, какое настроение испытывал поэт при написании этого стихотворения», и т.п. Первичное знакомство с содержанием произведенияПервичное восприятие текста — это чтение художественного произведения полностью либо учителем, либо самостоятельно детьми. Если учитель читает сам, он должен помнить рекомендации методиста прошлого века Б. Шереметьевского, который советовал читать так, как читает детям мать. Ее чтение обращено к ребенку, она следит за его реакцией, делает паузы, чтобы дать ему возможность осмыслить, пережить услышанное. Попутно она поясняет не понятные слова и выражения, иногда при этом перечитывая фразы, показывая картинки. Если пояснение сделать уместно и умело, целостность восприятия при этом не нарушится. Так, например, при чтении «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина учитель, прочитав первую часть, не только объяснит значение слова, но и покажет детям иллюстрации землянки, а после чтения других частей - изображения избы со светелкой, терема, царских палат. Остановка для разъяснения этих слов после чтения целой части не принесет ущерба восприятию сказки и даже усилит его. Лирические произведения можно читать на фоне музыки, что дает эмоциональность восприятия. А сказку учитель должен рассказывать, при этом можно демонстрировать персонажей с помощью картинок или кукол. При организации первичного восприятия лирических стихотворений иногда полезно использовать прием разночтения. При этом учитель читает стихотворение дважды, каждый раз с иной интонацией, а потом просит детей сопоставить интонацию (В каком случае вам больше понравилось? Почему?). Для первого знакомства с текстом иногда используется комбинированный способ чтения (читают поочередно учитель и дети). При этом обычно учитель берет на себя чтение фрагментов такого рода: - наиболее трудных для чтения с технической стороны; - содержащих подтекст, который не всегда легко уловить младшим школьникам; - кульминационных, наиболее важных для понимания произведения в целом. Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа, вопросы которой должны быть прежде всего направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, на проверку понимания детьми общего смысла произведения. Такая беседа помогает выяснить, какое впечатление произвело произведение на детей, и заинтересовать их в анализе текста. Это создает условия для активности работы на уроке. В связи с этим учитель ставит перед учащимися вопросы, побуждающие высказать свое общее впечатление. Например: - Какой момент рассказа вам понравился больше всего? Почему? - Какая часть рассказа вам лучше запомнилась? - Какую картинку вы наиболее ярко представили, слушая рассказ? - Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в человеке? - Когда вам было особенно грустно, радостно, смешно, страшно? Первичное восприятие сказок лучше организовывать в форме рассказывания учителем, а стихотворений — в форме чтения наизусть. Если первое знакомство с произведением проводится путем' чтения детьми про себя (что практикуется в III и IV классах), перед этим учащимся дается несложное задание, которое помогает проконтролировать целостность восприятия. Например: — Прочитайте рассказ и подумайте, почему, он так назван? — Какие герои стали участниками описанных событий? и т.] Анализ содержания литературного произведенияФормирование полноценного восприятия произведения имеет место на каждом этапе урока, правда, в разной степени. Особе интенсивно это происходит на этапах анализа и вторичного синтеза. На уроке анализ и синтез не противопоставляются друг другу, а органично сливаются. Чем теснее на уроке будут связаны задания аналитического и синтетического характера, тем продуктивнее будет анализ и, следовательно, глубже проникновение в смысл литературного произведения. Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что ему неинтересно, Поэтому надо учить детей вдумчивому восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном. В начальных классах чаще всего используется анализ развития действия и художественных образов. Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементов (эпизод, глава и т.д.). При этом задача учителя — найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым. Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам, проявляющим интерес к действию, и не представляет для них трудности, тем более что большинство произведений в книгах для чтения невелики по объему и просты по композиции. При проведении этого вида анализа в работе над эпизодом нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. Плодотворен бывает анализ, который начинается с кульминационной сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами следует проводить специальную работу на уроках чтения в рамках целостного анализа развития действия. Анализ художественных образов — это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Анализ художественных образов имеет следующую последовательность. 1. В первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии. Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц). 2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах. 3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте. 4. На основе взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея — это то, что именно хотел сказать писатель своим произведением. 5. Выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме). Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц: мысли и чувства персонажей, черты их актера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.. Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой персонажа: — учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие; — детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя, если он показан в действии и имеет не более 2—3 качеств; — сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений (наиболее легкий вид сравнения — противопоставление), уточняется авторское отношение к героям; — учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста; — учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношении автора к персонажу; — совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа; — при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем. Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя.). Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. Осознание идеи произведения — это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое творение. В начальной школе дети только учатся этому, поэтому не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своем произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?», «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?», «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?» Выявлением авторской позиции следует заниматься не при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда чувствуется необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи. Не стоит при анализе текста всякий раз подвергать разбору все названные в примерной схеме анализа элементы. Рассмотрению подлежат только такие элементы произведения, которые наилучшим образом раскрывают смысл, идейное содержание прочитанного. Пути анализа литературного произведения зависят от характера произведения, от возможностей учащихся, от желания учителя. Но все же исходя из специфики литературы как искусства более распространенным и целесообразным можно считать анализ художественных образов. Успешно организовать на уроке «размышления вслух» о прочитанном помогут следующие рекомендации. 1. Удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся. 2. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т.е. нужно знать, для чего, с какой целью будет задан тот или иной вопрос. 3. «Вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать» (Ильин Е.Н. Искусство общения.– М.: Педагогический поиск, 1988. С. 194). 4. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было немного. Их назначение состоит в том, чтобы направить внимание на неярко выраженную художественную деталь произведения, возбудить мысль и чувства школьников, вызвать живой обмен мнениями. 5. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не следует забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному, типа: «Что вам хочется сказать об этой сказке?», «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» 6. Нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищами, отстаивать свою позицию. 7. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями учителя. 8. Чаще следует использовать такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. 9. Беседу по лирическому произведению нужно ориентировать на разговор о лирическом герое, об образе поэта, мире его мыслей и чувств, поскольку идея лирического произведения состоит в воплощении определенных раздумий, настроений. 10. При выполнении детьми самостоятельных заданий по тексту необходимо приучить их работать с карандашом. С этой целью используется отдельный лист бумаги, который прикладывается к странице читаемого текста. В начальных классах решается задача формирования навыка сознательного чтения, основой чего являются умения анализировать текст. Основные направления работы над произведением обусловливаются тремя положениями. 1. Взаимосвязь навыка сознательного чтения и умений работать с текстом. 2. Взаимосвязанное рассмотрение содержания и изобразительных средств произведения. 3. Комплексное решение образовательных и воспитательных задач обучения в процессе работы над произведением. Эти же положения определяют характер вопросов, которые ставит учитель для обсуждения с учащимися, и заданий, выполняемых ими а процессе анализа текста. Для учащихся начальных классов понимание фактического содержания не представляет особой трудности. Однако необходимо выяснить, понятен ли сюжет детям после первичного восприятия. В связи с этим анализ произведения целесообразно начинать с вопросов типа: «О ком говорится в рассказе? Коротко скажите, о чем рассказывает автор». Если учащиеся затрудняются назвать основную сюжетную линию, то данное задание выполняется после повторного чтения и беседы. В процессе анализа используются следующие виды работы с текстом: беседа, выборочное чтение, постановка вопросов самими учащимися, иллюстрирование текста, составление плана произведения. Беседа сопутствует многим занятиям на уроке чтения. Вопросы беседы по своей направленности можно разделить на следующие группы. 1. Вопросы по фактическому содержанию. Ставятся перед учащимися после первого чтения и в процессе выборочного чтения. 2. Вопросы, выясняющие различные связи: причина и следствие, сходство и контрастность, временные связи и др. Вопросы этого типа задаются при повторном чтении, выборочном чтении, в обобщающей беседе. 3. Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям. Задаются в ходе обобщающей беседы. 4. Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом детей. Вопросы беседы должны быть целенаправленны и ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя. Наряду с вопросами по фактическому содержанию ставятся вопросы аналитического и синтетического характера. Последние связаны с обобщением материала в отличие от вопросов аналитического характера, которые нацеливают на выделение из текста отдельных предложений. Выборочное чтение — это чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом. Задания могут быть направлены на выяснение конкретного содержания, на установление различных связей, на раскрытие художественных особенностей, собственного отношения учащихся к прочитанному. Выборочное чтение используется на всех этапах работы над текстом и может быть разной степени сложности. Наиболее простым оно является в том случае, когда ответом на вопрос будет воспроизведение текста. Например: «Прочитайте, как медведь устроил себе берлогу». Усложненным вариантом является поиск нескольких небольших частей в тексте, которые будут служить ответом на вопрос. Более сложным является выборочное чтение, в основе которого лежит подбор материала с целью доказательства какого-либо аналитического вывода. Например: «Прочитайте отрывки, которые доказывают, что Нина была трусихой». Выборочное чтение позволяет эффективно сочетать работу над формированием навыков сознательного и выразительного чтения и умений работать с текстом. Оно также влияет на развитие творческого воображения, речи и памяти. В связи с этим выборочное чтение применяется при составлении плана, иллюстрировании, составлении характеристики героя, раскрытии идеи произведения и т.д. Постановка вопроса самими учащимися является весьма результативным видом работы. Еще К.Д. Ушинский справедливо замечал, что правильно поставленный вопрос есть уже половина ответа. Постановке вопроса по тексту необходимо последовательно учить. Сознательность постановки вопроса формируется в процессе анализа учителем собственных вопросов или вопросов, помещенных после текста (почему тот или иной вопрос поставлен, о ком или о чем в нем идет речь, с каких слов чаще всего начинаются вопросы, какие вопросы наиболее интересны, наиболее трудны и т.д.). И тут же учитель показывает, как нужно отвечать на вопросы, используя текст. Детей обучают самой технике постановки вопроса по тексту. Так, прежде чем поставить вопрос, нужно тщательно прочитать текст, постараться представить действующих лиц; если нужно, то выделить часть, по которой будет поставлен вопрос. На начальном этапе работа выполняется коллективно и носит обучающий характер, выделяются наиболее удачные вопросы, выясняется, почему одни из них интересны, а другие, наоборот, неудачны. Постановка вопросов по тексту может использоваться в качестве домашнего задания. Организация работы на этапе вторичного синтезаУ детей младшего школьного возраста в силу их наивного реализма, недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного. Поэтому нужно постоянно использовать разные виды работ синтетического характера (составление плана произведения, пересказ, графическое и словесное рисование, музыкальное иллюстрирование литературного произведения и др.)- Рассмотрим наиболее сложные из них. Составление плана произведения способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся; учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана. Пересказ литературного текста. Редкий урок проходит без пересказа. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают уровень речевого развития детей. В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный, или частичный; творческий. Подробный пересказ ставит своей задачей передать содержание образца, сохраняя при этом композицию, логику текста, лексику, синтаксис. Такие пересказы служат средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, а также средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях. Могут проводиться как обучающие, так и контрольные пересказы. Частичный (выборочный) пересказ — это воспроизведение эпизода, сюжетной линии или рассказа о герое. Творческий пересказ — это трансформация текста с целью его переосмыления. Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в его произведении. Эту работу следует начинать не с создания собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин. Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для того чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид персонажей, их характерные особенности. Все это требуется и для графического рисования, но словесное требует еще и точного выбора слов. Это дает основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся. Музыкальное иллюстрирование литературного произведения помогает детям глубже и тоньше понять настроение лирического или эпического произведения. Использование этого приема на этапе подготовки к первичному восприятию художественного текста помогает создать у учащихся необходимый эмоциональный настрой. После прочтения текста можно подбирать музыкальные иллюстрации, задавая при этом такие вопросы: «Какая из двух услышанных вами музыкальных пьес больше подходит к характеру этого стихотворения? Почему? Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?» Инсценирование (драматизация) является одной из самых сложных, но очень интересных форм творческой перестройки текста. Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно простая обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе в лицах дети передают только диалоги, а ведущий в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие. Указанные виды упражнений синтетического характера развивают речь учеников. | |
Просмотров: 13633 | Загрузок: 418 | |
Всего комментариев: 0 | |