Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Организация работы по чтению
[ Скачать с сервера (36.1 Kb) · Скачать удаленно () ] 27.06.2017, 10:42

Организация работы по чтению

Урок чтения и его особенности

Задачи начального литературного образования решаются на уро­ках чтения и развития речи. Успех урока чтения зависит прежде всего от того, насколько правильно и четко определил учитель его цели. Для этого необходимо:

1) глубоко понять образный мир произведения и его идей­ную направленность;

2) представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения.

Целенаправленность урока определяется программными требо­ваниями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет ха­рактер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.

План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на прак­тике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены.

Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам за­нятий:

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.

3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учи­тель, во втором — сами дети.

4. Эмоционально-оценочная беседа.

5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап при­сутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).

6. Анализ произведения.

7. Обобщающая беседа.

8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обу­чение выразительному чтению.

9. Творческая интерпретация художественного текста.

10. Заключительное итоговое чтение.

Совершенно очевидно, что при работе с крупнообъемным про­изведением эта схема нарушается: большой объем текста не по­зволяет провести на одном уроке все виды работ по восприя­тию и освоению произведения. Современная методическая ли­тература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:

1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;

2) разъединить чтение и анализ и проводить их последова­тельно на 2—3 уроках.

В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с но­вым произведением — проводится подготовка к восприятию про­изведения, его прослушивание или чтение, а также проверка вос­приятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению раз­ных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.

Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничи­вается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:

а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;

б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;

в) доступны для выполнения каждым учеником.
Обобщающий урок является необходимой формой организации

работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обоб­щающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором де­тям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составле­нием словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряют­ся отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, соби­рание иллюстративного материала.

На обобщающем уроке демонстрируются все сделанное учащи­мися к уроку и наглядные пособия по теме. Все это уже знакомо Детям, но теперь, собранное вместе, производит новое впечатле­ние. Обобщающий урок непременно должен нести в себе элементы новизны и в построении, и в методах работы, и в содержании. На обобщающем уроке проводятся следующие виды работы.

1. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме. Она направ­лена на перечисление тем прочитанных произведений и составле­ние плана обобщения.

2. Лабораторные задания:

— нахождение в книге, тетрадях, словарях и т.п. материала по темам плана;

— работа с дидактическим материалом, чтение дополнитель­ных текстов;

— составление плана и рассказа по картине, нахождение в кни­ге описания или соответствия выставленным картинкам;

— нахождение среди выставленных книг той, которая соот­ветствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.

3. Доклады, рассказы, отчеты, самостоятельно приготовленные учащимися к этому уроку.

4. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произ­ведений.

5. Прослушивание магнитофонных записей текстов или музы­кальных произведений.

6. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали. Слово учителя на обобщающем уроке звучит нечасто. Оно включается в урок для оценки проде­ланной классом работы или сообщения новых сведений по изучен­ной теме.

 

Использование наглядности на уроках чтения

Наглядность обучения является важным дидактическим прин­ципом, согласно которому обучение строится на конкретных обра­зах, непосредственно воспринимаемых учащимися. На уроках чте­ния имеются неисчерпаемые возможности применения нагляднос­ти во всех ее видах:

— непосредственное наблюдение окружающей жизни на экс­курсиях;

— изучение коллекций, гербариев, макетов, муляжей и т.п.;

— просмотр кино- и диафильмов;

— рассматривание художественных картин и репродукций, ил­люстраций;

— слушание музыки и грамзаписей текстов в исполнении ма­стеров художественного слова.

Кино- и диафильмы не должны подменять чтение художествен­ного текста. Они используются на уроках в виде фрагментов при повторном чтении для иллюстрирования или в целях подготовки к пересказу, а также в обобщающей беседе для пояснения анализи­руемого теста. Но при чтении научно-популярных статей диафильм, совпадающий с материалом чтения, предшествует чтению текста или соединяется с ним по этапам.

Репродукции и иллюстрации часто применяются на уроках чте­ния. При подготовке к чтению картина используется для ознаком­ления с исторической обстановкой, новыми явлениями, для объяс­нения новых слов. На этапе анализа или при обобщении картина способствует восприятию содержания текста. Но при этом требует­ся достаточно времени, чтобы картина была воспринята в целом, разобраны ее компоненты, выяснена ее идея:

— выяснение фактического содержания картины (Кто, что изображено?);

— беседа по картине, в ходе которой выясняются характеры героев и средства их изображения;

— чтение отрывков текста, соответствующих содержанию картины.

Иллюстрации к тексту используются обычно для заданий по вы­борочному чтению, составлению плана, подготовке пересказа, обоб­щению. Но урок чтения не следует перегружать демонстрацией на­глядных пособий, чтобы не снизить роль самого литературного тек­ста. Иллюстрация — это наглядное изображение того, что описано в тексте. В методической литературе выделяют четыре функции иллюст­рации: просветительскую, наглядности, художественную, воспитатель­ную. Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепен­но способствует воспитанию у ребенка верного вкуса, художествен­ного чувства, помогает ему осмыслить и осознать прочитанное.

При подготовке к уроку с использованием иллюстраций учи­тель должен уяснить для себя, что выбрал художник в литератур­ном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел, чем это можно объяснить, как художник использовал различные графические и живописные средства. Кроме того, учителю необходимо ясно представлять себе, какую методическую задачу он будет решать с их помощью.

Работу с иллюстрацией можно организовать на различных эта­пах урока: возможно привлечение иллюстраций в процессе перво­начального знакомства с текстом, чаще при анализе художествен­ного произведения, а также при обобщении. Основными методи­ческими приемами работы с иллюстрациями в школе являются беседа, рассказ учителя, которые сопровождаются словесным и гра­фическим рисованием. Выделяют следующие моменты в работе с иллюстрациями: рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы учителя:

— Что изображено на переднем плане, дальше, на втором плане?

— Что мы видим в центре, слева, справа ?

— Что самое важное, существенное?

— Какую мысль выразил художник ?

— Какие приметы жизни, события, явления представил?

— Как подчеркнул, выделил героя ?

— Какие средства для этого использовал: цвета, размер, фор­мы и т.д.?

При анализе произведения иллюстрации используются в рабо­те над отдельным эпизодом. При этом уместны такие вопросы:

— Какой момент действия отражен на этой иллюстрации ?

— Какие герои показаны и в какой обстановке ?

— Как передано художником внутреннее состояние героев ?

— В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему?

Иллюстрации к отдельным эпизодам произведения, а также иллюстрации-пейзажи могут быть использованы для развития речи учащихся: по ним можно построить связный устный рассказ или выполнить несложную письменную работу. Можно предложить уча­щимся изобразить другие эпизоды из произведения.

Работа с иллюстрациями при рассмотрении образов-персона­жей позволяет подтвердить графическим изображением то пред­ставление о литературном герое, которое сложилось или готово сло­житься у учащихся после чтения. Беседу о действующем лице пос­ле рассматривания иллюстрации организуем так:

— Кто изображен на рисунке, из чего это видно ?

— Какие черты характера, внешнего облика, отмеченные писа­телем, удалось передать художнику?

— Как художник использует графические средства для харак­теристики персонажа?

Многоплановая роль иллюстрации, используемая учителем на уроках чтения, способствует развитию мышления, речи, вообра­жения у детей.

Организация самостоятельной работы на уроках чтения

Самостоятельной работой в начальной школе считается та­кое выполнение задания, в процессе которого учащиеся ясно пред­ставляют цель работы и порядок ее выполнения и выполняют без непосредственной помощи учителя некоторую часть задания или всю работу. Навыки самостоятельного учебного труда на уроках чте­ния вырабатываются в результате системы целенаправленных уп ражнений и постоянно усложняющихся заданий. Виды заданий дол­жны быть освоены детьми заранее в подобных работах с учителем.

Учитель определяет место самостоятельной работы на уроке, ее цель, виды заданий и порядок их выполнения, следит за работой класса, помогая в случае надобности отдельным учащимся. Провер­ка выполнения работы проходит также под руководством учителя с привлечением внимания всех учащихся к обсуждению ее результа­тов. Задания даются в устной форме, но если работа состоит из не­скольких этапов или вопросов, то их записывают на доске.

Подавляющее большинство вопросов и заданий должно пред­полагать непременное обращение учащихся к тексту произведения, выработку умения самостоятельно анализировать прочитанное:

— выявлять основную сюжетную линию и главную идею про­изведения;

— находить в тексте слова для характеристики действующих лиц, описания событий и картин природы;

— оценивать поступки героев и описываемые события, выс­казывать свое отношение к ним и т.д.

Предлагаются также задания, направленные на практическое знакомство учащихся с изобразительно-выразительными средства­ми языка. По целевому назначению вопросы и задания могут быть классифицированы следующим образом.

1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или
рассчитанные на выполнение сразу же вслед за ним. В первом слу­
чае эти вопросы способствуют вдумчивому восприятию текста, в
другом — служат одним из примеров понимания прочитанного уча­
щимися. Например:

— Прочитайте рассказ-описание М. Пришвина «Березкам зяб­ко». Скажите: почему было зябко березкам?

— «Зябко». Как сказать по-другому? Подберите два-три слова, близких по смыслу.

2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора
первоначально прочитанного текста. Цель их — помочь детям де­
тально проанализировать прочитанное, раскрыть определенные связи
и отношения между явлениями, событиями, поступками действу­
ющих лиц произведения. Например:

— Перечитайте рассказ и отметьте в нем отрывки, в которых говорится о делах ребят из «Зеленого патруля».

— Найдите и прочитайте, как Борю приняли в отряд.

— Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок.

3. Задания, связанные с различными видами пересказов про­
читанного. Например:

— Прочитайте текст и найдите предложения для ответа на
вопросы, записанные на доске.

-— Разделите текст на части в соответствии с планом, записан­
ным на доске. Прочитайте каждую часть и выделите в ней главную
мысль. Постарайтесь кратко изложить содержание прочитанного.

4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобще­ниям. Например:

— Подумайте: чему сказка научила своих читателей ?

— Почему поступок героя можно характеризовать пословицей «Один за всех и все за одного»?

5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным твор­ческим видам деятельности и выразительному чтению произведе­ния. Например:

— Прочитайте слова, записанные на доске, и выберите из них
те, по которым можно наиболее точно определить, как надо чи­
тать: быстро или медленно, громко или тихо. Подготовьтесь к вы­
разительному чтению.

Отдельные виды работ учащихся с изучаемым текстом, кото­рые выполняются самостоятельно, могут быть зафиксированы с по­мощью подчеркивания, помет на полях. Условные обозначения дол­жны быть едиными для всех детей. С этой целью такие знаки вво­дятся постепенно в процессе работы под руководством учителя. Так, отдельные слова и предложения могут подчеркиваться, абзацы и от­рывки — обозначаться вертикальной чертой на полях и т.п.

В малокомплектной школе организация самостоятельной рабо­ты имеет свои особенности: задания рассчитаны на большую дли­тельность, обеспечивающую учителю возможность работать с дру­гим классом. В связи в этим учащимся предлагаются 2—3 последо­вательных задания, которые направлены на анализ произведения, подготовку к выразительному чтению, пересказу. Но на уроке чте­ния в малокомплектной школе обязательно должно уделяться вре­мя чтению вслух, выразительному чтению учителем, беседе и ра­боте по развитию речи. Следует широко использовать магнитофон­ные записи, воспринимаемые детьми через наушники. Задания для самостоятельного выполнения должны содержать вопросы для са­моконтроля (ответы для проверки можно давать на обороте кар­точки или на доске).

Выполнение всех самостоятельных работ учитель проверяет и учитывает.

Контроль и учет навыков чтения

Контроль и учет навыков чтения следует осуществлять систематически, чтобы своевременно помогать ученику в приобретении и совершенствовании навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Особенно этот учет важен в I и II классах, т.е. на первых ступенях овладения техникой чтения.

На уроках учитель наблюдает за правильностью и беглостью чтения. Беседы помогают определить уровень сознательности. На уро­ках внеклассного чтения и при пересказе самостоятельно прочи­танных книг можно выявить степень заинтересованности детей чте­нием, понимания фактического содержания и идеи.

Для учета навыков чтения во II и III классах используют схему проверки, соответствующую программным требованиям для данного класса.

1. Беглость чтения вслух или про себя проверяется с помощью секундомера.

2. Правильность учитывается путем регистрации ошибок, допускаемых учеником как при контрольной проверке, так и в процессе работы на уроках. При этом важно учитывать характер ошибок: повторы, пропуски, чтение по догадке и т.д.

3. Сознательность определяется путем беседы по самостоятельно прочитанному тексту или отрывку.

Специальные проверки навыков чтения рекомендуется проводить в каждом классе у всех учащихся дважды в год: в конце первой и четвертой четвертей.

Категория: Мои файлы | Добавил: nastya-i96
Просмотров: 2778 | Загрузок: 277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar