Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (36.1 Kb) · Скачать удаленно () ] | 27.06.2017, 10:42 |
Организация работы по чтению Урок чтения и его особенности Задачи начального литературного образования решаются на уроках чтения и развития речи. Успех урока чтения зависит прежде всего от того, насколько правильно и четко определил учитель его цели. Для этого необходимо: 1) глубоко понять образный мир произведения и его идейную направленность; 2) представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения. Целенаправленность урока определяется программными требованиями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет характер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка. План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на практике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены. Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам занятий: 1. Проверка домашнего задания. 2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста. 3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учитель, во втором — сами дети. 4. Эмоционально-оценочная беседа. 5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап присутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем). 6. Анализ произведения. 7. Обобщающая беседа. 8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обучение выразительному чтению. 9. Творческая интерпретация художественного текста. 10. Заключительное итоговое чтение. Совершенно очевидно, что при работе с крупнообъемным произведением эта схема нарушается: большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и освоению произведения. Современная методическая литература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом: 1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения; 2) разъединить чтение и анализ и проводить их последовательно на 2—3 уроках. В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с новым произведением — проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или чтение, а также проверка восприятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению разных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения. Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть: а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи б) взаимосвязаны и взаимодополняемы; в) доступны для выполнения каждым учеником. работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором детям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составлением словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряются отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, собирание иллюстративного материала. На обобщающем уроке демонстрируются все сделанное учащимися к уроку и наглядные пособия по теме. Все это уже знакомо Детям, но теперь, собранное вместе, производит новое впечатление. Обобщающий урок непременно должен нести в себе элементы новизны и в построении, и в методах работы, и в содержании. На обобщающем уроке проводятся следующие виды работы. 1. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме. Она направлена на перечисление тем прочитанных произведений и составление плана обобщения. 2. Лабораторные задания: — нахождение в книге, тетрадях, словарях и т.п. материала по темам плана; — работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов; — составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге описания или соответствия выставленным картинкам; — нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней. 3. Доклады, рассказы, отчеты, самостоятельно приготовленные учащимися к этому уроку. 4. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений. 5. Прослушивание магнитофонных записей текстов или музыкальных произведений. 6. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали. Слово учителя на обобщающем уроке звучит нечасто. Оно включается в урок для оценки проделанной классом работы или сообщения новых сведений по изученной теме.
Использование наглядности на уроках чтения Наглядность обучения является важным дидактическим принципом, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися. На уроках чтения имеются неисчерпаемые возможности применения наглядности во всех ее видах: — непосредственное наблюдение окружающей жизни на экскурсиях; — изучение коллекций, гербариев, макетов, муляжей и т.п.; — просмотр кино- и диафильмов; — рассматривание художественных картин и репродукций, иллюстраций; — слушание музыки и грамзаписей текстов в исполнении мастеров художественного слова. Кино- и диафильмы не должны подменять чтение художественного текста. Они используются на уроках в виде фрагментов при повторном чтении для иллюстрирования или в целях подготовки к пересказу, а также в обобщающей беседе для пояснения анализируемого теста. Но при чтении научно-популярных статей диафильм, совпадающий с материалом чтения, предшествует чтению текста или соединяется с ним по этапам. Репродукции и иллюстрации часто применяются на уроках чтения. При подготовке к чтению картина используется для ознакомления с исторической обстановкой, новыми явлениями, для объяснения новых слов. На этапе анализа или при обобщении картина способствует восприятию содержания текста. Но при этом требуется достаточно времени, чтобы картина была воспринята в целом, разобраны ее компоненты, выяснена ее идея: — выяснение фактического содержания картины (Кто, что изображено?); — беседа по картине, в ходе которой выясняются характеры героев и средства их изображения; — чтение отрывков текста, соответствующих содержанию картины. Иллюстрации к тексту используются обычно для заданий по выборочному чтению, составлению плана, подготовке пересказа, обобщению. Но урок чтения не следует перегружать демонстрацией наглядных пособий, чтобы не снизить роль самого литературного текста. Иллюстрация — это наглядное изображение того, что описано в тексте. В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: просветительскую, наглядности, художественную, воспитательную. Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию у ребенка верного вкуса, художественного чувства, помогает ему осмыслить и осознать прочитанное. При подготовке к уроку с использованием иллюстраций учитель должен уяснить для себя, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел, чем это можно объяснить, как художник использовал различные графические и живописные средства. Кроме того, учителю необходимо ясно представлять себе, какую методическую задачу он будет решать с их помощью. Работу с иллюстрацией можно организовать на различных этапах урока: возможно привлечение иллюстраций в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также при обобщении. Основными методическими приемами работы с иллюстрациями в школе являются беседа, рассказ учителя, которые сопровождаются словесным и графическим рисованием. Выделяют следующие моменты в работе с иллюстрациями: рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы учителя: — Что изображено на переднем плане, дальше, на втором плане? — Что мы видим в центре, слева, справа ? — Что самое важное, существенное? — Какую мысль выразил художник ? — Какие приметы жизни, события, явления представил? — Как подчеркнул, выделил героя ? — Какие средства для этого использовал: цвета, размер, формы и т.д.? При анализе произведения иллюстрации используются в работе над отдельным эпизодом. При этом уместны такие вопросы: — Какой момент действия отражен на этой иллюстрации ? — Какие герои показаны и в какой обстановке ? — Как передано художником внутреннее состояние героев ? — В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему? Иллюстрации к отдельным эпизодам произведения, а также иллюстрации-пейзажи могут быть использованы для развития речи учащихся: по ним можно построить связный устный рассказ или выполнить несложную письменную работу. Можно предложить учащимся изобразить другие эпизоды из произведения. Работа с иллюстрациями при рассмотрении образов-персонажей позволяет подтвердить графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения. Беседу о действующем лице после рассматривания иллюстрации организуем так: — Кто изображен на рисунке, из чего это видно ? — Какие черты характера, внешнего облика, отмеченные писателем, удалось передать художнику? — Как художник использует графические средства для характеристики персонажа? Многоплановая роль иллюстрации, используемая учителем на уроках чтения, способствует развитию мышления, речи, воображения у детей. Организация самостоятельной работы на уроках чтенияСамостоятельной работой в начальной школе считается такое выполнение задания, в процессе которого учащиеся ясно представляют цель работы и порядок ее выполнения и выполняют без непосредственной помощи учителя некоторую часть задания или всю работу. Навыки самостоятельного учебного труда на уроках чтения вырабатываются в результате системы целенаправленных уп ражнений и постоянно усложняющихся заданий. Виды заданий должны быть освоены детьми заранее в подобных работах с учителем. Учитель определяет место самостоятельной работы на уроке, ее цель, виды заданий и порядок их выполнения, следит за работой класса, помогая в случае надобности отдельным учащимся. Проверка выполнения работы проходит также под руководством учителя с привлечением внимания всех учащихся к обсуждению ее результатов. Задания даются в устной форме, но если работа состоит из нескольких этапов или вопросов, то их записывают на доске. Подавляющее большинство вопросов и заданий должно предполагать непременное обращение учащихся к тексту произведения, выработку умения самостоятельно анализировать прочитанное: — выявлять основную сюжетную линию и главную идею произведения; — находить в тексте слова для характеристики действующих лиц, описания событий и картин природы; — оценивать поступки героев и описываемые события, высказывать свое отношение к ним и т.д. Предлагаются также задания, направленные на практическое знакомство учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка. По целевому назначению вопросы и задания могут быть классифицированы следующим образом. 1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или — Прочитайте рассказ-описание М. Пришвина «Березкам зябко». Скажите: почему было зябко березкам? — «Зябко». Как сказать по-другому? Подберите два-три слова, близких по смыслу. 2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора — Перечитайте рассказ и отметьте в нем отрывки, в которых говорится о делах ребят из «Зеленого патруля». — Найдите и прочитайте, как Борю приняли в отряд. — Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок. 3. Задания, связанные с различными видами пересказов про — Прочитайте текст и найдите предложения для ответа на -— Разделите текст на части в соответствии с планом, записан 4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям. Например: — Подумайте: чему сказка научила своих читателей ? — Почему поступок героя можно характеризовать пословицей «Один за всех и все за одного»? 5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным творческим видам деятельности и выразительному чтению произведения. Например: — Прочитайте слова, записанные на доске, и выберите из них Отдельные виды работ учащихся с изучаемым текстом, которые выполняются самостоятельно, могут быть зафиксированы с помощью подчеркивания, помет на полях. Условные обозначения должны быть едиными для всех детей. С этой целью такие знаки вводятся постепенно в процессе работы под руководством учителя. Так, отдельные слова и предложения могут подчеркиваться, абзацы и отрывки — обозначаться вертикальной чертой на полях и т.п. В малокомплектной школе организация самостоятельной работы имеет свои особенности: задания рассчитаны на большую длительность, обеспечивающую учителю возможность работать с другим классом. В связи в этим учащимся предлагаются 2—3 последовательных задания, которые направлены на анализ произведения, подготовку к выразительному чтению, пересказу. Но на уроке чтения в малокомплектной школе обязательно должно уделяться время чтению вслух, выразительному чтению учителем, беседе и работе по развитию речи. Следует широко использовать магнитофонные записи, воспринимаемые детьми через наушники. Задания для самостоятельного выполнения должны содержать вопросы для самоконтроля (ответы для проверки можно давать на обороте карточки или на доске). Выполнение всех самостоятельных работ учитель проверяет и учитывает. Контроль и учет навыков чтения Контроль и учет навыков чтения следует осуществлять систематически, чтобы своевременно помогать ученику в приобретении и совершенствовании навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Особенно этот учет важен в I и II классах, т.е. на первых ступенях овладения техникой чтения. На уроках учитель наблюдает за правильностью и беглостью чтения. Беседы помогают определить уровень сознательности. На уроках внеклассного чтения и при пересказе самостоятельно прочитанных книг можно выявить степень заинтересованности детей чтением, понимания фактического содержания и идеи. Для учета навыков чтения во II и III классах используют схему проверки, соответствующую программным требованиям для данного класса. 1. Беглость чтения вслух или про себя проверяется с помощью секундомера. 2. Правильность учитывается путем регистрации ошибок, допускаемых учеником как при контрольной проверке, так и в процессе работы на уроках. При этом важно учитывать характер ошибок: повторы, пропуски, чтение по догадке и т.д. 3. Сознательность определяется путем беседы по самостоятельно прочитанному тексту или отрывку. Специальные проверки навыков чтения рекомендуется проводить в каждом классе у всех учащихся дважды в год: в конце первой и четвертой четвертей. | |
Просмотров: 2778 | Загрузок: 277 | |
Всего комментариев: 0 | |