Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте
[ Скачать с сервера (34.7 Kb) · Скачать удаленно () ] 27.06.2017, 15:53

Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте

Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного.

Продолжительность основного (букварного) периода различна при обучении по программе I-III и 1-IV: около шести месяцев, т.е. до середины апреля, при обучении шестилетних детей и три с половиной месяца (до середины декабря) при обучении семилеток.

Граница между подготовительным и основным периодами - переход к согласным звукам и буквам.

Задачи основного периода:

изучить все буквы;

научиться правильно соотносить звуки и буквы;

усвоить сочетания букв;

практически усвоить правила графики;

выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.

Содержание работы на первой ступени основного периода

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Букварный материал включает много сюжетных картинок, по которым первоклассники учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам они анализируют слогозвуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов.

На первой ступени букварного периода дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижние соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.

Обозначив звук буквой, учащийся тут же составляет слова из букв, записывает слова с данным звуком, выделяет в словах слоги, включающие изученные звуки и буквы.

Чтение по букварю на первой ступени охватывает небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Они узнают эти слова по их месту на странице, которая читается несколько раз. Переходя к собственно чтению, дети допускают ошибки угадывания. Для того чтобы избежать «чтения по памяти», рекомендуется читать по букварю, передвижной азбуке, наборному полотну, с доски, а также варианты букварных текстов, помещенных в «Дидактическом материале к урокам обучения грамоте». Это приучает детей читать сознательно, вырабатывает умение читать самостоятельно.

Немалые трудности вызывает чтение столбиков слов в букваре. Для того чтобы приучить детей следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на классную доску и показывать, как их читать. Следует научить детей следить за чтением с помощью указки или закладки, замечать ошибки, допускаемые товарищами.

Важно проверять понимание прочитанного. С этой целью ставятся вопросы, которые не подсказывают прочитанное слово.

Содержание работы на второй ступени основного периода

Главная задача второй ступени - научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции.

Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.

На второй ступени букварного периода учитель в большей степени дифференцирует обучение, так как одни из учащихся уходят вперед, другие отстают.

На этой ступени дети учатся писать слияние, не отрывая ручку от бумаги. Уроки письма включают разнообразные виды работы.

Содержание работы на третьей ступени основного периода

На этой ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы). Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления.

На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся получают возможность помимо букварных читать дополнительно художественные тексты.

Содержание работы на четвертой ступени основного периода

На четвертой ступени дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой

ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.

На четвертой ступени изучаются звук и буква й, буква ю в двух значениях, слитные согласные звуки [ц] и [щ], разделительные ъ и ь. Все эти звуки и буквы обладают не только малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которые необходимо обратить внимание учащихся. На этой ступени закрепляются знания о написании сочетаний, чу, щу, ча, ща, жи, ши, цы, ци, а также завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка (с изучением буквы ю).

К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены. Тексты послебукварного периода серьезны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения. Следует вводить такие приемы работы, которые широко применяются на уроках чтения: выборочной чтение, раскрытие смысла иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, беседы.

Виды работы в основной период обучения грамоте

Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза. Звук и буква постоянно соотносятся, что полезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма.

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны СП. Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.

Анализ

Выделение слов из речевого потока: речь -» предложение - слово.

Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке, одним из приемов.

Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава. Артикулирование звука, анализ его образования.

Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (особенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих).

Синтез

Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова.

Образование слоговых таблиц на основе гласного или на основе согласного; чтение таблиц из разрезной азбуки.

Чтение слов по подобию: сыр - сор, сом - сам и т.п.

Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал - мало, мел - смел и т.п.

Добавление звука в середине слова: плот - пилот.

Перестановка звуков: пила - липа.

Перестановка слогов: сосна - насос.

Отбрасывание звука или слога: сухари - сухарь, машина - маши.

Добавление слога: наша - Наташа.

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей, которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивными способами чтения.

Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).

На начальных ступенях овладения механизмом слогового чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звукобуквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозначений. Принятые в букваре и азбуке вспомогательные пометы являются одним из возможных средств привлечения внимания ребенка к структуре читаемого слова.

Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без словесных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагают присмотреться, как нужный звук артикулирует учитель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.

В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения:

печатание буквы и называние ее;

обведение буквы по контуру и называние ее;

штриховка буквы большого размера и называние ее;

лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки;

раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву. Узнаванию помогут следующие упражнения:

нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);

закрашивание требуемой буквы в тексте;

называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке; при этом дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н - нм - нмл - нмлк и т.д.;

узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

узнавание букв, напечатанных частично;

узнавание букв, поставленных неправильно: боком, «вниз головой» и т.д.

Категория: Мои файлы | Добавил: nastya-i96
Просмотров: 9566 | Загрузок: 381 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar