Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (26.3 Kb) · Скачать удаленно () ] | 27.06.2017, 10:54 | |||||||
Место внеклассного чтения в системе начального обучения русскому языку Цель чтения – показать место внеклассного чтения в системе начального обучения русскому языку, представить детскую книгу как средство формирования самостоятельной читательской деятельности. Один из источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задаёт до 500 вопросов в день. С годами их число уменьшается, так как ребёнок не получает ответы на свои вопросы. В школе книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков чтения. В современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с художественной и научно-популярной книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства массовой информации (телевидение, видео, кино, компьютерные программы), они подчас заменяют хорошую книгу. Это происходит из-за: · недооценки книги как средства познания окружающего мира; · снижения интереса к самостоятельному чтению. В сложившихся условиях цельюуроков внеклассного чтения является формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении и обладающим высоким уровнем интереса к чтению. Что должен знать учитель о детской книге? Книга в школе выступает в двух ипостасях: 1. Важная часть учебного материала – это объекты (факты, явления, процессы), изучая которые каждый ребёнок под руководством учителя познаёт окружающий мир и себя самого – приобретает жизненно необходимые умения и навыки. Детские книги, которые доступны кругу чтения участвуют в процессе формирования у младших школьников любви к чтению и читательской самостоятельности и расширению читательского кругозора.) 2. Инструмент профессиональной деятельности учителя. Книга – это предмет, который служит местом хранения и средством передачи необходимого для общения между людьми накопленного человеческого опыта, то есть не одних только фактов-сведений, но всей совокупности чувственных восприятий, приобретенных и приобретаемых человечеством в процессе взаимодействия с внешней средой. Что такое книга? · Средство общения между людьми, орудие массовой информации; · Синоним произведения литературы, плод авторской работы; · Издание – продукт издательско-полиграфической деятельности; · Особая форма издания, отличная от газеты, журнала, буклета, альбома. Функции книги(от лат. назначение): · Фиксировать. · Хранить и передавать опыт читателям, накопленный поколениями, чтобы, пользуясь этим опытом, вглядываясь не только в то, что вокруг нас, но и в то, что до времени спрятано в тени, внутри нас самих, мы яснее видели то, к чему надо стремиться, и находили для этого силы и помощь извне, в опыте других, в этом главное назначение книги, т. е просвещает. Книга – это не только опыт, это ещё и специальный инструмент, который нацелен на то, чтобы читатель как можно лучше, полнее этот опыт вычерпал и осознал. · Значит, основная функция книги, как инструмента для чтения, - сделать содержание максимально доступным для читателя. Задача уроков чтения, а особенно внеклассного чтения - усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес. Ведущее начало в книге – это содержание. Первый шаг к освоению содержания книги – это различение в книге важнейших элементов, средств текстовой и внетекстовой информации, осознание их назначения. Ядром содержания является текст, т. е. литературное произведение (художественное, научное, научно-популярное). Попадая в книгу, текстовое сообщение претерпевает ряд специальных превращений, направленных на то, чтобы читатель мог легко и естественно воспринимать его при чтении. В книге в зависимости от назначения продумывается оформление и размещение текста с целью удобства отыскания в ней нужного материала или нужной книги среди других книг. Важным является так же то, насколько книга прочна, хорошо ли защищена от внешних повреждений, каковы её размеры, вес, упругость страниц, приятно ли держать в руках. Стремление удовлетворить эти требования отразились на появление элементов книги: обложки, переплёта, суперобложки, корешка, форзаца, титульного листа, оглавления, выходных данных, алфавитного указателя… Любой элемент книги выполняет несколько различных функций: Обложка и переплёт – это внешние защитные устройства книги и одновременно служат цели отыскания данной книги среди других книг, несут на себе необходимые надписи, с их помощью осуществляются рекламно-пропагандиские цели, то есть оформление обложки, суперобложки переплёта (надписи, рисунки, фактура, цвет) привлекают к книге внимание читателей. Корешок скрепляет все элементы книги, обеспечивает свободное вращение страниц книги, её прочность, а также ориентировку в издании (если оно состоит из нескольких томов) и в книгах, когда они размещены на книжной полке. Оглавление (содержание) и алфавитный указатель–это сведения о содержании книги и о форме изложения (книга художественная, научная или справочная), создают читателю удобство ориентировки внутри текста книги. Форзац–это лист бумаги размером в развёрнутую книгу, соединяющий, скрепляющий переплёт с книжным блоком - «фор» – перед, «зац» – набор (нем.) То есть, идущий перед печатным текстом книги. В каждом переплётном издании два форзаца – передний и задний. Также его используют с информативными целями, то есть несут на себе рекламные изображения, справочные сведения, карты, схемы и др. Титульный лист – заглавный лист книги, на котором содержаться все сведения, необходимые для общего распознавания её содержания и для удобства её отыскания среди других книг (кто написал, как называется, что собой представляет, где в каком году, какое издательство выпустило, кто её оформлял…). С титульного листа начинает изучать книгу любой подготовленный читатель. По титульному листу описывают книгу библиографы. Выходные данные частично даны на титульном листе. Характеризуют издание с производственно-технической и торговой стороны. В конце книги печатается такие данные, как объём книги, тираж, качество бумаги, цена, издательство. Книжная иллюстрация– поясняет текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, активно толкует текст, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания. Иллюстрация особо важна в детской книге. Книги создаются в содружестве писателя и художника, но иногда писатель сам иллюстрирует свои книги (Е. Чарушин). Иллюстрация вводит в атмосферу эпохи, обеспечивает реальность и эмоциональность представления художественных образов, ориентирует в происходящем действии, также помогает ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, увеличивает привлекательность книги. Чтобы помочь ребёнку 6– 9 лет научиться хорошо, читать, приучить, и приохотить читать книги правильно, с толком, издателям надо потрудиться над текстом, помещённым в книге (подобрать шрифт, оставить достаточные поля, чтобы глаз ребёнка не соскальзывал с книжного листа, а плавно перетекал со строки на строку), и над тем, как представить мысли и чувства автора в оформлении книги, в её иллюстрациях. Санитарно-гигиенические требования к книге: · величина шрифта 3,5 мм и более на бумаге №1 (белая, плотная); · поля занимают 40 – 50% площади страницы; · длина строки от 75 до 126 мм; · текст занимает около 25% страницы, остальная площадь занята иллюстрациями; · общий объём книги от 4 до 30 страниц. Круг чтения современных детей систематизируется по разным параметрам: · Традиционно разделяют по темам чтения. · По видожанровым разновидностям (художественная, научно – популярная, научно- художественная). · По соотнесённости со временем и пространством, в котором создавалась книга. · По уровню трудности предвосхищения маленькими читателями содержания книги по её внешним приметам. (формат, объём, количество помещённых в книге произведений, характер произведений, собранных в книге). Детская книга так же нацелена на то, что бы не только учить читать, но и играть. Виды книг: · книги- брошюры (тонкие, толстые) · книги – сборники (сборники – издания, содержащие ряд произведений одного автора, или несколько, бывают тематические, авторские) · книги – произведения. · книжки – раскладушки. · книжки – театр. · книжки-картинки · книжки- раскраски · книжки-игрушки. Книжки-картинки нацелены на обогащение реальных и образных представлений, которые должны возникать у учащихся при восприятии слов родного языка, фраз и коротких простых текстов. Книжки-раскраски,т. е. те которые кроме установления соответствия между иллюстрацией и текстом усложнены задачей побудить ребёнка к действию: рассмотрев картинку и прочитав текст, представить изображаемый объект в цвете, подобрать нужные цвета и аккуратно раскрасить картинку. Естьволшебные картинки,где ребёнку надо взять мокрую кисточку, а затем наблюдать, как в тех или иных тонах и оттенках проявляются воображаемый им объект или иллюстрация. Эти книжки имеют дополнительную функцию – запомнить текст и воссоздать его по памяти, глядя на картинку. Книжки-игрушки–очень много разновидностей этих книг (в виде животных, книжки со встроенными в них дополнительными элементами, с вкладным листом: книжка-театр, книжка-самоделка, книжка-азбука) Они совмещают в себе дополнительные функции – включаются в содержание предлагаемого опыта, чтобы как бы забыть о себе и стать героем происходящего: либо волшебником, двигающим сюжет, либо режиссёром-постановщиком спектакля. Они помогают детям незаметно преодолеть неприятие к книге и чтению. 27. Цель, задачи и содержание данного учебного предмета. Уроки внеклассного чтения должны помочь учащимся выработать умение ориентироваться в мире детских книг. Чтение – это вид деятельности (вспомните психологическую структуру деятельности). Мотивационный компонент является исходным при самостоятельном чтении, а ведущим мотивом – целью читательской самостоятельности учащихся является познавательный интерес. Большая роль в стимулировании интереса принадлежит урокам внеклассного чтения, особенно построенного на материале научно-популярных книг. Внеклассное чтение – это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка. При определении места внеклассного чтения в системе начального обучения русскому языку необходимо помнить, что если основная цель уроков обучения грамоте – научить детей читать, а уроков классного чтения – усовершенствовать технику чтения и выработать навыки работы с текстом, то цель уроков внеклассного чтения – сформировать основы читательской самостоятельности младших школьников, то есть привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание. Цель – сформировать: · самостоятельную читательскую деятельность; · интерес к детским книгам как к источнику знаний; · желание и привычку читать книги. Достижение цели зависит от решения нескольких взаимосвязанных задач: 1. Систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и её видами. 2. Учить ориентироваться в книге и среди книг. 3. Учить предугадывать примерное содержание книги до чтения. 4. Учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение). 5. Учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами. 6. Учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным. 7. Использовать детскую литературу для воспитания ребёнка. Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальная учебная деятельность учащихся, сначала с отдельными детскими книгами, отобранными учителем, потом – в кругу детского чтения, ограниченном объемом книг, и, наконец, - в доступном кругу детских книг без ограничения. Данное содержание может быть представлено схемой. В мир книг через книгу.
В процессе этой деятельности у учащихся формируется читательская самостоятельность как свойство личности. Читательская самостоятельность–это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя, во-первых - мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, во-вторых – знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью. Говоря о читательской самостоятельности, не возможно упустить такое ее проявление как читательский кругозор. Учитель должен заботиться о том, что бы дети знали книгу, узнавали среди других, а также в другом издании. Знание книги – это способность по памяти воспроизвести какую-то конкретную книгу или определённую часть доступного читателю круга чтения. Читательский кругозор – это системное, качественное освоение читателем доступного круга чтения. Кругозор отличают следующие качества: · Широта – это количество книг, которое может освоить каждый ребёнок за этап обучения (об их качественном разнообразии заботится учитель) · Глубина – это вопросы, на которые он приучается отвечать (сначала с помощью учителя, а затем и сам) прочитав или прослушав произведение после того, как рассмотрел книгу. · Упорядоченность – это способность по памяти без напряжения установить конкретные соответствия по связям: автор – книга, автор – книги, книга-автор, автор-жанр или жанры. На уроках внеклассного чтения необходимо развивать интерес. Интерес – это потребность, а, следовательно, умение действовать. Читательские интересы – это желание действовать с объектом – книгой, которая вызывает положительные эмоции. Сформировать читательские интересы – это развитие личностных свойств детей, которые существенно повлияют на всю его последующую жизнь и поэтому лучше всего помочь ребёнку сделать это самому, познавая и раскрывая себя как личность в процессе читательского становления.(свои слабые и сильные стороны, запросы, предпочтения). От интереса к книге – объекту – к читательским интересам.
28. Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой. Чтобы осознанно включиться в процесс познания и переживаний читателю необходимо: · уметь предварительно знакомиться с книгами, среди которых предстоит сделать выбор; · в процессе чтения и после прочтения всё время перепроверять правильность своего восприятия. Помочь ребенку осознанно выбирать книгу, приучить воспринимать и воссоздавать содержание прочитанного поможет метод чтения-рассматривания. Метод чтения-рассматривания – это наглядно-исследовательский способ организации читательской деятельности, открывающий перед учащимися кратчайший путь в содержание каждой конкретной книги через отражение и осознание диалектического единства текста и внетекстовой информации, в котором закодированы мысли и чувства автора литературного произведения, а через книгу – в мир человеческих чувств и мыслей – в мир книг. Значимость метода состоит в том, что он: 1. выделяет материальные средства достижения цели, т.е. объекты, овладев которыми можно двигаться вперёд, обретая навыки читательской самостоятельности. Объекты – это книги из доступного круга чтения – детские книги. 2. прокладывает путь к цели: от читателя к книге, от книги (содержания) в мир книг; 3. гарантирует учащимся индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объём освоения объектов, своё предпочтение при отборе автора книг – своих собеседников); 4. обеспечивает учащимся в процессе формирования самостоятельной читательской деятельности учет специфических потребностей и потенциальных возможностей каждого. Рассматривание книги – дело нелёгкое и достаточно длительное, но очень нужное. Это та обратная связь, без которой у учителя нет и не может быть уверенности в том, что чтение развивает ум и чувства детей: задаёт им «банк образов» Благоприятные условия обучения этому методу создаются в первом полугодии 1 класса, когда дети ещё не овладели основами техники чтения. Метод активизирует словарный запас и представления, возбуждает воображение, задаёт необходимую направленность и сосредоточенность мысли. В результате рассматривания ребёнок самостоятельно выделяет ведущие внешние показатели содержания любой книги, соотносит их взаимно и делает общий вывод о тематике и характере помещённых в книге произведений. В результате чтения происходит уточнение и перепроверка собственного вывода. Использование чтения-рассматривания позволяет: · научить узнавать, познакомить не менее чем с 50 книгами в год; · добиться запоминания содержания прочитанных книг; · научить выбирать книгу. Метод является основным, но не единственным. На уроках внеклассного чтения. Используются: чтение вслух; размышления о прочитанном, беседы, рассказы, пересказы, метод литературного слушания. Помогут сделать интересными уроки дидактические игры, конкурсы, инсценировки, выставки книг.
| ||||||||
Просмотров: 1306 | Загрузок: 276 | |
Всего комментариев: 0 | |