Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (34.0 Kb) · Скачать удаленно () ] | 27.06.2017, 17:41 |
10.2.2. Дифференциация обучения 11.2.3. Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе 12.2.4. Внутриклассная индивидуализация учебной работы 13.2.5. Комбинации основных форм индивидуализации учебной работы 14.2.6. Открытое обучение как основной путь к формированию индивидуальности учащегося 15.2.7. Руководство индивидуализацией обучения на разных уровнях руководства школой 16.Глава III 17.3.1. Научно-исследовательская работа в советской педагогике в области внутриклассной индивидуализации учебной работы 18.3.2. О внутриклассной индивидуализации обучения в зарубежной педагогике 19.3.3. Выводы из нашего исследования индивидуализации учебной работы 20.3.3.1. Обзор результатов опытов и частных экспериментов 21.3.3.2. Комплексный обучающий эксперимент в массовой школе и его результаты 22.3.3.2.1. Условия и гипотезы эксперимента 23.3.3.2.2. Характеристика дидактических средств экспериментального обучения 24.3.3.2.3. Средства изучения учащихся 25.3.3.2.4. Некоторые итоги предварительного изучения учащихся 26.Таблица 1 Оценки учащихся экспериментальных и контрольных классов на основании свидетельств об окончании IV класса 27.3.3.2.5. Эффективность обучения по средним показателям 28.Таблица 5 29.Таблица б Результаты экспериментального обучения в области прироста умений самостоятельной работы* 30.Таблица 8 31.3.3.2.6. Эффективность экспериментального обучения в разных группах учащихся 32.3.3.2.7. Экспериментальное обучение в оценке учителей 33.3.3.2.8. Связи между качествами, характеризующими уровень умственного развития учащихся 34.3.3.2.9. Некоторые дополнительные данные об исследовании индивидуализированной самостоятельной работы 35.Глава IV 36.4.1. Самостоятельная работа учащихся как форма учебной работы 37.4.1.1. Сущность самостоятельной работы учащихся 38.4.1.3. Учебные задания для самостоятельной работы 39.4.2. Организация самостоятельной работы учащихся 40.4.2.1. Руководство самостоятельной работой учащихся 41.Требования к содержанию рабочего руководства следующие: 42.4.2.2. Рабочая тетрадь и ее функции 43.4.2.3. Место самостоятельной работы в учебном процессе 44.4.3. Методика внутриклассной индивидуализированной учебной работы 45.4.3.1. Виды и сущность индивидуализированных заданий 46.Далее рассмотрим виды заданий по степени их обязательности и регламентированности. 47.4.3.2. Организация индивидуализированной учебной работы в классе 48.4.3.2.1. Рабочее руководство к индивидуализированной самостоятельной работе 49.4.3.2.2. Прочие аспекты организации индивидуализированного обучения 50.В процессе применения индивидуализированной самостоятельной работы в различных звеньях процесса обучения выявились следующие обстоятельства. 51.Литература 52.Оглавление 53.Таблица 2 54.Таблица 3 Понятия индивидуализации и дифференциации обученияДля понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма-таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». Анализ соответствующей литературы показывает, что более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике. Наибольшее затруднение при определении этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация». Предпочтение того или иного слова в педагогике — это по большей части вопрос традиции или договоренности. В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» (Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201). Большинство наиболее известных советских исследователей индивидуализации обучения используют понятие индивидуализации примерно в том же значении. Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств (Бударный, 1965-А; Рабунский, 1970, 1975; Кирсанов, 1972, 1982). С той же позиции, например, дает определение А. А. Кирсанов. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» (Кирсанов, 1980. С. 138). Однако часто встречается употребление терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Е. Я. Голант вообще ограничился термином «дифференциация» (Голант, 1970. С. 4—6). Вместе с тем термин «дифференциация» зачастую рассматривается в значительно более узком смысле, а именно как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов. Примерно так истолковывает это понятие Е. С. Рабунский (Рабунский, 1975. С. 18). Различные варианты использования этих понятий можно встретить и в зарубежной педагогике. В США понятием «индивидуализация» обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся (Individualizing Instruction, 1962; Thomas, Thomas, 1965). Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. По мнению Н. Э. Гронлунда, это проявляется в следующих вариантах: 1) от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование темпа учения, целей обучения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости; 3) использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала или же отдельными учащимися. К этим возможностям добавляются еще так называемые административные стратегии — это формирование различных групп на основании общих признаков учащихся (Gronlund, 1974. Р. 1—2). Как видим, понятие индивидуализации здесь используется в весьма широком понимании. Во французской педагогике уже с 1930-х гг. под индивидуализацией понимается прежде всего совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией (Dottrens, 1936-Б). В немецкой педагогике (как в ГДР, так и в ФРГ) понятие дифференциация укоренилось в том значении, в каком в педагогике США употребляется термин «индивидуализация»; индивидуализация для немцев означает частный случай дифференциации (так называемая внутренняя дифференциация) (Einheitlichkeit und Differenzierung im Bildungswesen, 1971; Morawietz, 1980; Fischer, 1972). Из всего сказанного выше перед нами встает задача определить понятие «индивидуализация» в данной работе. Будем исходить из необходимости, чтобы это понятие правильно и исчерпывающе отражало в общих чертах учет индивидуальных особенностей детей и по возможности охватило бы все формы и методы учета этих особенностей. По этим соображениям, по нашему мнению, нецелесообразно использовать понятие «индивидуализация» в узком смысле (например, в значении внутриклассной индивидуализации учебных заданий), поскольку такое понятие не в состоянии обозначить учет индивидуальных особенностей во всем их объеме, а только частично и изолированно, а в таком случае трудно определить место и роль индивидуализации в системе обучения в целом. Использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов мы также считаем нецелесообразным, поскольку это приведет к еще большей неопределенности этих понятий. Исходя из этих соображений, в данной работе мы используем понятие «индивидуализация» в таком значении: «Индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». Под дифференциацией мы подразумеваем учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам. В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Однако необходимо иметь в виду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, половому, регионально-экономическому, национальному и другим признакам. В данной работе при определении и разработке дифференциации мы ограничиваемся в основном теми проблемами, которые связаны с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Попытаемся еще уточнить, как мы толкуем понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором же — с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы. В этом же значении представляет себе соотношение принципа индивидуального подхода и индивидуализации обучения и Е. С. Рабунский — ученый, который наиболее широко в советской педагогике исследовал индивидуальный подход как принцип обучения (Ра-бунский, 1975. С. 18). - При использовании нами понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой. Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая — создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся, и третья — формирования различных типов школ и классов. | |
Просмотров: 3812 | Загрузок: 593 | |
Всего комментариев: 0 | |