ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника — «Литературное чтение». Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации.
Успех урока литературного чтения зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста.
В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения.
Урок знакомства с произведением (урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыка чтения, если это необходимо для данного класса).
Урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом).
Урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста — пересказа,
создания текста по аналогии, драматизации и т. д.).
Урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста — устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений).
Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок).
Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ).
Алгоритм работы над произведением включает общепринятую последовательность изучения текста.
Подготовка к первичному восприятию текста
Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.
Возможные методические приемы: антиципация содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему; рассматривание выставки книг или книги, в которую включено изучаемое произведение; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; рассматривание репродукций картин; слушание музыкального произведения; просмотр кинофрагментов, диафильмов; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве писателя или поэта; викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов; чтение трудных для учащихся в техническом отношении слов и т. д.
Первичное восприятие текста
Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.
Возможные методические приемы: чтение текста учителем, самостоятельное чтение учащимися, комбинированное чтение, прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова.
Проверка первичного восприятия текста
Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.
Возможные методические приемы: беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.
Мотивация перечитывания и анализа произведения
Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе.
Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов, поиск неточностей в иллюстрации, сопоставление разных вариантов прочтения, объяснение непонятных слов.
Анализ текста
Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения.
Возможные методические приемы: последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывание с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему; стилистический эксперимент и т. д.
Обобщение результатов анализа
Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.
Возможные методические приемы: выразительное чтение произведения, драматизация, различные виды пересказа, сочинение по изученному произведению, создание выставки рисунков и выставки книг и т. д.
Кроме традиционных уроков по изучению литературного произведения, необходимо введение уроков работы с книгой, как учебной, так и художественной. Урок работы с учебной книгой (учебником) обязательно проводится в начале года как вводный урок к курсу литературного чтения.
Учебным материалом для формирования основ читательской самостоятельности являются книги в совокупности их внетекстовой информации и текста. Поэтому рекомендуется при малейшей возможности приносить в класс, в дополнение к учебнику, не хрестоматии, а детские книги, чтобы совместно с классом читать и рассматривать их.
По структуре надо подбирать разные книги:
содержащие одно произведение одного автора;
содержащие несколько произведений одного автора;
содержащие произведения разных авторов.
Перечислим основные виды упражнений по ориентировке в книге или небольшой группе книг на уроке работы с книгой:
в опоре на внетекстовую информацию на обложке и иллюстрации внутри книги дети стараются максимально познакомиться с книгой и рассказать все, что можно, не читая текста;
учащиеся дают название группе книг, объединенных общей темой, жанром, серией или принадлежностью перу одного автора (возможны также сочетания разных параметров);
школьники делают предположения о том, можно ли созданную выставку книг дополнить той или иной книгой
дети выполняют специальное упражнение по выбору книги из группы по определенным параметрам.
Контроль и учет навыков чтения должны осуществляться систематически, чтобы своевременно помогать ученику в приобретении и совершенствовании навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Особенно этот учет важен в 1 и 2 классах, т. е. на первых ступенях овладения техникой чтения.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на матери-
але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны небольшие по объему письменные работы, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к которым относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик.
Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Схема учета навыка чтения во 2—4 классах
фамилия ученика;
темп чтения, при котором ученик осознает основную
мысль текста;
чтение без ошибок;
ответы по содержанию текста;
выразительность чтения (подготовленного заранее);
общая оценка.
Итоговый контроль дает возможность оценить знания,
умения и навыки учащихся за истекший период (четверть, год, начальная школа в целом). При выставлении окончательной отметки следует учитывать лишь итоговые результаты, которые «отменяют» предыдущие, более низкие отметки.
Что же собой представляет урок литературного чтения в современном образовании?1
Урок литературного чтения предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. Тем не менее в самом общем виде законы восприятия художественного произведения диктуют последовательность работы с текстом.
Одно из важнейших качеств урока литературного чтения — эмоциональность. Если учитель не затрагивает эмоциональную сферу детей, то урок превращается в формальные рассуждения о нравственности.
Непременное требование к организации урока — учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия, особенности использования языковых средств, разумное сочетание заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, выполнение контроля и учета уровня сформированности читательских и речевых умений учащихся на уроке литературного чтения.
Уроки 1—3 (10—13). «Краски осени»
Задачи уроков:
показать, как с помощью художественных средств автор пере
дает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаиче
ском или поэтическом тексте;
научить сравнивать произведения литературы и живописи, нахо
дить общее и различное;
учить отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения ав
тора и героя;
подготовить учащихся к самостоятельному составлению рассказа;
организовать коллективное обсуждение прочитанного, учить вы
сказывать свою точку зрения.
Планируемые достижения учащихся:
формирование эмоционального восприятия стихотворного и
прозаического текста на слух;
формирование умения участвовать в коллективной беседе, вы
сказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочи
танному;
формирование умения создавать текст (рассказ) под руководст
вом учителя;
формирование умения сравнивать произведения живописи и
литературы.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс.
Ход уроков
Проверка домашнего задания
Предварительная работа
Знакомство с темой урока «Краски осени».
О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте вопросы,
которые мы будем обсуждать на уроке.
34
Работа в «Творческой тетради» на с. 13. Чтение диалога
Ани и Вани. Обсуждение их высказываний.
Создание небольшого текста на тему «Что, на твой
взгляд, меняется в природе осенью». Использование спра-
вочных материалов для учащихся. Задание предлагается
выполнить дифференцированно:
Выполните самостоятельно задание. Запишите выска-
зывания, которые отвечают на вопрос «Что меняется
в природе осенью?».
Закончите предложения:
Часто льют _________. Все деревья __________. Пти-
цы __________.
Прочитайте высказывания Ани и Вани об осенних изме-
нениях. Чьи высказывания вам ближе? Составьте ма-
ленький рассказ об осени, используя свои собственные
высказывания на эту тему.
Работа по учебнику. Прочитайте основные понятия те-
мы. С какими из них вы знакомы? С какими предстоит по-
знакомиться? Сформулируйте цель урока.
Чтение диалога Ани и Вани.
Какими мыслями поделились дети? Согласны ли вы
с ними?
Как вы относитесь к осени? Выскажите свою точку зре-
ния. Объясните, почему вы так считаете.
Чтение высказывания профессора И. Самоварова.
Какую важную мысль высказал профессор И. Самова-
ров?
Основная часть
Чтение стихотворения А. Пушкина «Унылая пора! Очей
очарованье...». Повторное перечитывание текста с допол-
нительными вопросами:
Какие картины вы увидели в этом стихотворении? Ка-
кие слова помогли увидеть эти картины?
Почему осень названа унылой порой? Подберите слова,
близкие по смыслу к слову унылая. Радостная ли кар-
тина получается?
Как вы думаете, что такое очи? Почему такую грустную
картину мы наблюдаем очами?
Нравится ли А. Пушкину осень? Какие слова помогают
это увидеть? Какой он увидел осень?
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Разметка стихотворения (определение пауз, логических
ударений, настроения стихотворения). Выразительное чте-
ние стихотворения.
Самостоятельное чтение произведения С. Аксакова
«Осень». Работа по вопросам учебника. Сравнение произве-
дений А. Пушкина и С. Аксакова.
Знакомство с произведениями живописи В. Поленова
«Осень в Абрамцеве» и А. Куинджи «Осень».
35
Понравились ли вам репродукции картин? Какой цвет
в них преобладает? Почему? Делает ли это произведение
праздничным? мрачным? радостным?
Какие слова из прочитанных ранее произведений можно
подобрать к данным картинам? Одинаковые ли будут
подписи к картинам? Почему?
Почему картины по-разному называются? Предложите
свои названия этих картин.
Самостоятельное чтение стихотворений А. Майкова
«Осень» и С. Есенина «Закружилась листва золотая...».
Создание «палитры настроений» с помощью красок.
Почему такой цвет использовали при создании палит-
ры? Одинаковый ли это цвет? Найдите слова, которые
позволяют увидеть эти краски. Почему именно такие
слова использовали авторы?
Можно ли сказать, что авторами созданы одинаковые
картины?
Знакомство с произведением живописи Ф. Васильева
«Болото в лесу» (см. вопросы и задания к произведениям
живописи В. Поленова «Осень в Абрамцеве» и А. Куинджи
«Осень»).
Заключение
Какой увидели осень авторы (писатели, поэты, худож-
ники)? Одинаковая ли она у них? Почему?
Какие краски использовали авторы произведений для
создания портрета осени?
Какие слова из этих произведений вы запомнили?
Радостную или грустную картину создают авторы?
Как вы воспринимаете осень? Какими словами вы мог-
ли бы выразить свое отношение к осени? Продолжите ряды
слов-ассоциаций:
Унылая пора, грустно, _________________________.
Краса, яркие краски, ___________________________.
Домашнее задание:
Выразительно прочитайте понравившиеся произведения об
осени или прочитайте наизусть поэтические или прозаические
тексты.
Работа в «Творческой тетради» на с. 20—21. Рубрика «Мастер
ская писателя». Создайте стихотворение «Осенний день». Самосто
ятельно прочитайте статьи Т. Коти. Определите последователь
ность работы по созданию стихотворения.
Создание сборника произведений русских писателей и поэтов
об осени.
Прочитайте внимательно произведения об осени. Определите,
какие из них вам близки по настроению, в каких понравились
слова или выражения. Запишите понравившиеся произведения
в тетрадь.
Создайте обложку книги. Назовите книгу (придумайте название
или выберите его из предложенных учителем: «Скоро осень
36
проснется...», «Унылая пора! Очей очарованье...», «На дворе
осенний день»). Напишите автора книги (если это стихи или
произведения одного автора) или авторасоставителя (в этой
роли выступает ученик).
Создание коллажа «Унылая пора! Очей очарованье...».
Соберите необходимый подручный материал (сухие листья,
шишки, желуди, веточки и т. д.), возьмите лист бумаги, пласти
лин или клей.
Продумайте композицию произведения. Расположите материа
лы на бумаге. Придумайте название своего произведения.
Подготовьте рассказпредставление о получившемся коллаже.
Уроки 4—6 (14—16). «Осень наступила»
Задачи уроков:
учить сравнивать стихотворения разных поэтов по со-
держанию и настроению;
учить различать и использовать в речи средства художе-
ственной выразительности (работа с понятиями: сравне-
ния, эпитеты);
отрабатывать навык выразительного чтения;
учить находить в стихотворении слова, указывающие на
отношение автора, его настроение.
Планируемые достижения учащихся:
формирование умения выразительно читать стихотворе-
ние с передачей эмоционального тона;
умение находить в тексте средства художественной вы-
разительности (сравнения, эпитеты);
формирование умения сравнивать различные художест-
венные тексты по содержанию и настроению;
умение создавать под руководством учителя текст с ис-
пользованием авторских художественных выразительных
средств.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс.
Ход уроков
Проверка домашнего задания
Предварительная работа
Рассматривание фотографий в учебнике на с. 30—31.
Рассмотрите внимательно фотографии. Какой период
осени изображен на фотографиях? Какие краски на них
преобладают? Какое настроение они создают?
Озаглавьте пейзажи на этих фотографиях. Можно ли
дать название этим фотографиям «Осень наступила»?
Какой знак препинания можно поставить в конце этого
маленького предложения? Почему?
37
Работа в «Творческой тетради» на с. 13. Чтение «При-
мет осени».
Какие слова непонятны вам? Объясните, что означают
слова кафтан, тулуп, кузница, оковы, кует. Замените
данные слова синонимами.
Можно ли к фотографиям сделать подписи, подобрав
фразы из «Народных примет»?
Основная часть
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Опустел скво-
речник...». Повторное перечитывание с дополнительными
вопросами.
О каких приметах осени вы прочитали в этом стихотво-
рении? Какое настроение создает это стихотворение?
Прочитайте те слова в тексте, которые созвучны осенне-
му настроению.
Можно ли стихотворение назвать «Осень наступила»? Ка-
кой знак препинания в названии поставим в этом случае?
Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».
Повторное перечитывание с дополнительными вопросами:
О каких приметах осени вы прочитали в этом стихотво-
рении? Какое настроение создается при чтении стихо-
творения? Прочитайте такие слова в тексте, которые со-
звучны осеннему настроению.
Подберите другие названия к этому стихотворению.
Самостоятельное чтение «Народных пословиц и погово-
рок» и «Народных примет» в учебнике. Обсуждение их
смысла в паре.
Работа с «Осенними загадками».
Прочитайте первую загадку. Какие слова в тексте помо-
гают представить отгадку? Прочитайте их. Подберите
к слову лист такие слова, которые бы помогли бы его
представить.
Прочитайте вторую загадку. Какие слова помогают пред-
ставить отгадку? Прочитайте их. Подберите к слову осень
такие слова, которые бы помогли бы ее представить.
Попробуйте сочинить несколько загадок.
Заключение
Создание текста (устного или письменного) по теме
«Осень наступила».
Какие слова будут необходимы для данного текста?
Какие краски помогут представить, что осень наступила?
Домашнее задание:
Выразительно прочитайте или прочитайте наизусть произведе
ния об осени И. Токмаковой, А. Плещеева.
Работа в «Творческой тетради» на с. 22. Создайте альбом осен
них фотографий. Понаблюдайте за осенней природой. Подумайте,
что и как можно сфотографировать. Посмотрите получившиеся фо
тографии. Дайте название своему альбому.
Создайте иллюстрации на тему «Осень наступила».
38
Уроки 7—8 (17—18). «Мы идем в библиотеку»
Задачи уроков:
продолжить работу с книгами на выставке, показать разные спо
собы подбора книг для выставки;
познакомить с различными видами описания осени у поэтов и
писателей;
формировать потребность в самостоятельном чтении.
Планируемые достижения учащихся:
формирование умения классифицировать книги по разным
основаниям;
формирование умения презентовать понравившуюся книгу;
умение участвовать в коллективной беседе;
умение находить в тексте средства художественной выразитель
ности (сравнения, эпитеты);
умение находить опорные слова, позволяющие осмыслить со
держание текста и создать иллюстрацию.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс.
Книги об осени («Стихи об осени» (серия «Поэтический класс»),
«Лирика русских поэтесс», «Чиста небесная лазурь...». Стихи рус
ских поэтов»).
Ход уроков
Проверка домашнего задания
Предварительная работа
«Мы идем в библиотеку». Знакомство с разделом «Сове-
туем прочитать» на с. 34. Работа с выставкой книг.
Прочитайте названия книг. Какую дополнительную ин-
формацию о книге мы можем получить, рассмотрев об-
ложку и титул? В чем сходство этих книг и в чем разли-
чие? Дайте название выставке книг.
Основная часть
Самостоятельное чтение стихотворений С. Маршака из
книги «Круглый год».
Что объединяет стихотворения С. Маршака? О каких
приметах сентября и октября рассказывается в стихо-
творениях?
Создание иллюстраций к стихотворениям С. Маршака.
Прочитайте внимательно стихотворение С. Маршака
«Сентябрь».
Какие слова вам незнакомы? Объясните с помощью тол-
кового словаря незнакомые слова (см. учебник «Литера-
турное чтение»1).
39
1 В учебнике «Литературное чтение. 2 класс» Л. Ф. Климановой,
Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого представлен раздел «Словарь»,
который может помочь учителю в работе по развитию речи и обогаще-
нию словарного запаса учащихся.
Определите ключевые слова стихотворения. Какие со-
бытия в жизни людей и какие изменения в природе про-
исходят в сентябре (уборка хлеба, отлет птиц, начало
учебного года в школе)?
Сколько иллюстраций можно нарисовать к этому стихо-
творению? Какие это будут иллюстрации? Радостные
или грустные события они будут отражать? Какие крас-
ки вы будете использовать?
Проведите аналогичную работу со стихотворением
С. Маршака «Октябрь».
Самостоятельное чтение стихотворения Л. Яхнина
«Осень в лесу».
Исследовательская работа по стихотворению Л. Яхнина
«Осень в лесу» на тему «Какие части речи использовал ав-
тор в этом стихотворении?».
Почему такие части речи использовал поэт? Перечисли-
те все эпитеты. Радостная или грустная картина созда-
ется?
Создание иллюстраций к произведению Л. Яхнина
«Осень в лесу».
Прочитайте внимательно стихотворение Л. Яхнина
«Осень в лесу».
Какие слова вам незнакомы? Определите ключевые сло-
ва стихотворения. Какой основной цвет присутствует
в стихотворении? Почему?
Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному сти-
хотворению? Что можно на них изобразить?
Самостоятельное чтение произведения Н. Сладкова
«Сентябрь».
Почему сентябрь называют порой пестрых листьев?
Подберите к слову пестрый близкие по смыслу сло-
ва. Какие цвета преобладают в природе в сентябре?
Найдите в тексте слова, которые помогли увидеть эти
цвета.
Какие звуки можно услышать в лесу? Какие звукопод-
ражательные слова помогают услышать эти звуки в про-
изведении Н. Сладкова «Сентябрь»?
Можно ли назвать этот текст стихотворением, лириче-
ским произведением?
Нравится ли автору картина, которую он создал?
Создание иллюстраций к произведению Н. Сладкова
«Сентябрь».
Заключение
Какова тема произведений, с которыми мы познакоми-
лись на уроке?
Какие слова-ассоциации можно подобрать к слову
осень? Какая картина создается благодаря этим словам?
Можно ли сказать, что авторы по-разному видят, чувст-
вуют осень?
40
Домашнее задание:
«Семейное чтение». Прочитайте произведение С. Образцова
«Стеклянный пруд» дома вместе с родителями.
Работа в «Творческой тетради» на с. 14—16. Рубрика «Учимся
наблюдать».
Найдите в домашней библиотеке книги с произведениями об
осени. Сделайте иллюстрации к этим книгам.
Урок 10 (19). «Наш театр»
Задачи урока:
осмыслить содержание произведения Н. Сладкова «Осень»;
учить читать текст по ролям;
отработать навык осознанного, выразительного чтения;
работа по формированию правильного произношения слов.
Планируемые достижения учащихся:
формировать умение правильно расставлять смысловые и инто
национные паузы на основе знаков препинания в тексте;
формирование умения коллективно обсуждать прочитанное;
формирование навыка читать текст по ролям.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Декорации, костюмы и маски животных.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Предварительная работа
Знакомство с рубрикой «Наш театр».
Прочитайте тему урока и название рубрики в учеб-
нике.
Сформулируйте основные задачи сегодняшнего урока.
Чему мы должны научиться на уроке?
Основная часть
Знакомство с произведением Н. Сладкова «Осень».
Назовите главных героев. Какие они? Как вы их себе
представляете? Какие слова в тексте или какие автор-
ские пометы позволяют догадаться об их настроениях,
чувствах?
Распределите роли. Определите авторские пометы (за-
кричал, каркнул, дружно откликнулись). Потренируй-
тесь в группах выразительно читать этот текст.
Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень».
Заключение
Сравнение сказочного и реального в произведении
Н. Сладкова «Осень».
Определите, что в данном произведении реально, а что
нет.
Можно ли это произведение назвать сказкой? Подтвер-
дите текстом. Можно ли это произведение назвать рас-
сказом? Подтвердите свой ответ текстом.
41
Домашнее задание:
Придумайте текствведение к произведению Н. Сладкова
«Осень». Для этого можно воспользоваться заданиями в «Творче
ской тетради» на с. 17—18.
Предложите свои варианты названий произведений Н. Слад
кова.
Создайте иллюстрации к произведению Н. Сладкова «Осень».
Уроки 11—13 (20—22). «Маленькие и большие сек-
реты страны Литературии»
Задачи уроков:
обобщить первые представления о лирических произведениях
русской и советской литературы;
развивать творческие способности учащихся через создание
различных форм интерпретации художественных текстов;
учить находить средства художественной выразительности, по
могающие создать картину осени.
Планируемые достижения учащихся:
формирование навыка осмысленного чтения учебного текста;
формирование умения обобщать пройденный материал;
формирование умения работать самостоятельно, в паре, в
группе;
умение находить средства художественной выразительности
в художественном тексте.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Книги с произведениями об осени («Стихи об осени» (серия
«Поэтический класс»), «Лирика русских поэтесс», «Чиста небесная
лазурь...». Стихи русских поэтов).
Фотографии с осенним пейзажем.
Иллюстрации к произведениям об осени.
Самостоятельно созданные тексты об осени.
Ход уроков
Проверка домашнего задания
Предварительная работа
Как называется раздел учебника, с которым вы позна-
комились?
Какими красками радует нас осень? Какое настроение
создают эти краски?
Можно ли все произведения, прочитанные в этом разде-
ле, разделить на группы? Какие группы получатся?
Основная часть
«Маленькие и большие секреты страны Литературии».
Работа по вопросам учебника на с. 43—45.
Подготовка материала к созданию газеты «Прогулки по
осеннему лесу»: отбор материала, создание своих текстов, со-
здание газеты по группам, рефлексия на проделанную работу.
Практическая работа. Средства художественной выра-
зительности: эпитет, сравнение. Определение в прочитан-
ных текстах эпитетов и сравнений.
42
Заключение
Какие секреты осени вы открыли, прочитав произведе-
ния этого раздела?
Домашнее задание:
Создайте каталог книг об осени.
С какими книгами об осени вы познакомились? Кто их
авторы? О чем они пишут?
Запишите название понравившегося произведения (или
книги) об осени на каталожной карточке по схеме: ав-
тор — название книги — выходные данные.
Маршак С. Я.
Круглый год.—Л.: Дет. лит., 1965.
МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ
В раздел включены сказки разных народов. Также учащиеся по
знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок
Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Иванови
чем Далем. В ходе работы учащиеся рассмотрят особенности геро
ев разных сказок.
Понятия:
Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка.
Сказочный герой, структура сказки.
Собиратели русских народных сказок.
Урок 1 (23). «Мир народной сказки»
Задачи урока:
познакомить с первыми собирателями русских народных сказок;
познакомить с книгойсборником русских народных сказок и
пробудить интерес к народной сказке как произведению устного на
родного творчества;
учить рассказывать сказку по иллюстрациям.
Планируемые достижения учащихся:
формирование умения классифицировать книги по различным
основаниям;
формирование умения рассказывать текст сказки с помощью
иллюстраций.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Книги с русскими народными сказками («Иванцаревич и серый
волк», «Волшебные сказки», «Бабаяга. Русские народные сказки»,
«Лисичкасестричка и волк», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина
избушка»).
43
Ход урока
Проверка домашнего задания
Предварительная работа
Чтение диалога Ани и Вани.
Что мы узнали нового из диалога Ани и Вани?
Кто такие собиратели сказок?
Братья Гримм (Вильгельм и Якоб) собирали сказки на-
родов Германии. Кто был собирателем русских народ-
ных сказок?
Знакомство с собирателями русских народных сказок
Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром
Ивановичем Далем.
Учителю на заметку
Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толко
вого словаря живого великорусского языка».
В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский),
был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по
мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли
в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского».
«Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а рус
ское слово... Я задал себе задачу познакомить земляков своих
скольконибудь с народным языком и говором, которому открыва
ется такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».
Имя Александра Николаевича Афанасьева прежде всего
связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок».
А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей
немецкой народной сказки отправился в сельскую местность и
принялся записывать сказки как есть — со всеми стилистическими
и фонетическими особенностями. В собрании сочинений «Русские
народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое
в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых,
и для малышей.
Основная часть
Работа с иллюстрациями к сказке на с. 48—49.
Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на них, ге-
роев какой сказки вы узнали? Определите последова-
тельность событий. Какой эпизод сказки пропущен?
Какие иллюстрации можно подписать фрагментами тек-
ста на с. 48? Какими текстами можно подписать остав-
шиеся иллюстрации?
Работа в группах. Воспроизведение сказки по фрагмен-
там.
Распределите последовательность воспроизведения тек-
ста данной сказки в группе. Получилось ли рассказать
сказку? Что не получилось? Какой фрагмент сказки
был пропущен?
Расскажите сказку снова, перераспределив выбор фраг-
ментов между участниками.
44
Воспроизведение сказки в классе (от каждой груп-
пы — один человек).
Рефлексия на рассказанное. (Что получилось? Что не
получилось? На что необходимо обратить внимание при
рассказывании?)
Знакомство с книгой-сборником русских народных ска-
зок «Заюшкина избушка».
Что можно сказать об этой книге по обложке? Что инте-
ресного вы заметили? Какая иллюстрация изображена?
Какую еще иллюстрацию можно поместить на обложку
книги?
Загляните в содержание книги. На что вы обратили
внимание? Какие из предложенных в книге сказок вам
известны? О чем они?
Как по-другому можно назвать эту книгу сказок? Под-
ходят ли названия «Народные сказки», «Русские сказ-
ки», «Сказки о животных», «В лес за чудесами», «Сказ-
ки В. Даля», «Сказки А. Афанасьева»? Предложите
свои варианты названия.
Заключение
Сравнение сказки «Заюшкина избушка» с другими рус-
скими народными сказками.
Кто является героями русских народных сказок? Опре-
делите героев сказки «Заюшкина избушка».
Можно ли сказать, что лиса в этой сказке, как и в дру-
гих народных сказках, хитрая, а заяц — добрый и глу-
пый? Подтвердите свой ответ текстом.
Домашнее задание:
Расскажите один из фрагментов сказки «Заюшкина избушка»
маме, папе брату, сестре, бабушке.
Расскажите сказку «Заюшкина избушка» целиком.
Нарисуйте иллюстрации к сказке.
Найдите в домашней библиотеке книгу со сказкой «Заюшкина
избушка».
Уроки 2—4 (24—26). «Битый небитого везет! Би-
тый небитого везет!»
Задачи уроков:
учить сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходст
во и различие;
учить давать характеристику главного героя сказки; сравнивать
его с другими героями;
учить находить в сказках отражение быта, традиций культуры
определенного народа, сочинившего сказку.
Планируемые достижения учащихся:
формирование умения сравнивать: находить сходство и раз
личие;
умение давать характеристику героям сказки;
45
умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоцио
нальную составляющую текста;
формирование умения находить в сказках отражение быта, тра
диций культуры определенного народа, сочинившего сказку.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс.
Книги с русскими народными сказками («Заюшкина избушка»,
«Лисичкасестричка и волк», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль»
и др.).
Ход уроков
Проверка домашнего задания
Предварительная работа1
Коллективная игра «Собери сказки о лисе». Каждой
группе предлагается собрать как можно больше произведе-
ний о лисе с представленной выставки книг2.
Рассмотрите внимательно выставку книг. Можно ли по об-
ложке книг определить, кто является главными героями?
Инсценирование фрагментов разных сказок о лисе.
С какой интонацией лиса произносит слова: тихо, гром-
ко, просительно, жалобно, медленно, быстро?
Коллективное составление портрета лисы (какая она?).
Выберите слова, которые помогут представить лису: хит-
рая, умная, находчивая, подлая.
Основная часть
Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сест-
ричка и волк». Чтение сказки учителем. Повторное пере-
читывание сказки учащимися с дополнительными задани-
ями и вопросами:
Назовите героев (персонажей) сказки. Кто из этих геро-
ев вынесен в название? Какие еще сказки вы знаете, где
главные герои сказки вынесены в название? Перечисли-
те их.
Какие действия характеризуют лису? Прочитайте. Ка-
кой изображена лиса? Сравните лису из сказки «Лисич-
ка-сестричка и волк» с лисой из других сказок. Какая
она? Какие поступки и действия ее характеризуют?
Рассмотрите внимательно иллюстрации к сказке. Какой
вы увидели лису на иллюстрациях? Представьте, как
она говорит, какие действия при этом совершает. По-
пробуйте передать интонацией, жестами характер лисы.
46
1 Возможно проведение в начале урока конкурса «Кто лучше всех знает
сказки?», материалы к которому даны в «Творческой тетради» на
с. 30—33.
2 На выставке книг представлены произведения, в которых главным ге-
роем является лиса, например «Заюшкина избушка», «Кот, петух и
лиса», «Сказки дядюшки Римуса», «Лисичка-сестричка и волк»,
«Лиса и тетерев», «Лиса и журавль» и т. д.
Каким вы увидели волка на иллюстрациях? Можно
ли сказать, что он изображен как рубаха-парень, про-
стак? Какие действия его характеризуют? Подумай-
те, как он мог бы говорить: с какой интонацией,
в каком темпе. Попробуйте передать при чтении харак-
тер волка.
Рассказывание сказки по иллюстрациям.
Какие высказывания из текста можно подписать под
данными иллюстрациями?
Что происходит до момента, изображенного на каждой
иллюстрации? Что происходит после момента, изобра-
женного на каждой иллюстрации?
Определите ключевые слова в будущем тексте.
Расскажите фрагмент сказки.
Знакомство с корякской сказкой «Хитрая лиса». Рас-
сматривание географической карты народов мира.
Определите по карте, где живут коряки. На какие усло-
вия жизни указывает близость моря? Чем могли зани-
маться коряки?
Прочитайте название сказки. Сделайте предположения
о том, как будет развиваться сюжет сказки.
Чтение сказки учащимися с остановками.
Оправдались ли ваши предположения?
Какие особенности сказки указывают на условия жизни
и быта коряков?
Можно ли лису назвать хитрой? Почему? Подтвердите
свой ответ словами из текста.
Заключение
Сравнение русской народной сказки «Лисичка-сестрич-
ка и волк» и корякской сказки «Хитрая лиса».
Кто главные герои сказок? Что в сказках общего и
в чем различие? Можно ли сказать, что и в той и
в другой сказке главный герой — лиса? Какая она?
Какой вы ее представляете? Одинаковая ли она по ха-
рактеру в этих двух сказках? Она умная? находчивая?
хитрая?
Какие поступки совершают главные герои русской на-
родной и корякской сказок? Одинаковы ли эти поступ-
ки? Чем различаются? Можно ли сказать, что в этих
сказках герои действуют обманным путем?
Домашнее задание:
Работа в «Творческой тетради» на с. 26—29.
Создайте иллюстрации о лисе к прочитанным сказкам.
Какие черты характера лисы нужно показать через рисунок? Как вы покажете, что она хитрая, умная, находчивая?
Поработайте со справочными материалами. Найдите в детской энциклопедии материал о лисе.
Можно ли сказать, что животное лиса обладает такими же качествами, какими наделена лиса — сказочный герой?
СОДЕРЖАНИЕ
Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Планирование уроков литературного чтения . . . . . . 8
Любите книгу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Краски осени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Мир народной сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Веселый хоровод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Мы — друзья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Здравствуй, матушка Зима! . . . . . . . . . . . . . . 72
Чудеса случаются . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Весна, весна! И все ей радо! . . . . . . . . . . . . . . 88
Мои самые близкие и дорогие . . . . . . . . . . . . . 96
Люблю все живое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Жизнь дана на добрые дела . . . . . . . . . . . . . . 114
Приложение
Методические рекомендации по работе с произведениями изобразительного искусства на уроке литературного чтения во 2 классе . . . . 122
Рекомендуемая методическая литература для учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
|