Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева

 Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева

Оптимальное чтение  — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80—90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2—2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7—8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному — читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ -> ЭН - СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо — на «4» и «5» — невозможно. Значит, единственный вариант — тройка. Хоть старайся, хоть нет — выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. «Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1—2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Если учитель работает по обычной методике и в III классе имеет пять уроков чтения в неделю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5x4x6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40—60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения. Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80—120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6. Развитие оперативной памяти. Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6—8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Дидактический материал № 1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова — 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8— 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того как одно из предложений открыто, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить о. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, — то проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение и темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно вес ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более грех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение — скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать. Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не приносит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учителями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.

3. 3. Не проводятся консультации для родителей отстающих учеников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)


 

№№  Предложения       Кол-во букв      Время


Набор 1

1.Тает снег.                     8 букв          4 сек.

2. Идёт дождь.                9 букв          4 сек.

3. Небо хмурое.            10 букв          5 сек.

4. Коля заболел.           11 букв          5 сек

5. Запели птицы.          11 букв          5 с.

6. Поле опустело.        12 букв          6 с.


 

Набор 2

1.Трещат морозы.                   12 букв        6с.

2. Я ищу землянику                13                 6

3. В лесу росла ель.               13                 6

4. Наступила осень                14                 7

5. Дни стали короче.              14                 7

6. В лесу много берёз.            15                 8


 

Набор 3

1.Прилетели птички               15 букв        8 с.

2.Ярко светит солнце             16               8

3.Лида вытерла доску            16               8

4.Весело бегут ручьи.             16               8

5.Подул резкий ветер.           16                8

6.Зоя прилежно учится.         17                8


 

Набор 4

1.Дятел долбит дерево                      17         8

2.Я хочу посадить деревья.               18         7

3.Иней украсил деревья.                    18         7

4.Без воды цветы вянут.                    19         7

5.Пролетело жаркое лето.                19         7

6.Возле дома посадили ель.             20        7


 

Набор 5

1.Солнышко светит и греет.               20        6

2. Федя решал задачу у доски.           21        6

3. Загорелась в небе зорька.              21        6

4. На деревьях сверкал иней.            21        6

5. Город Киев стоит на Днепре.        22        6

6. В лесу собирают землянику.         22        6


 

Набор 6.

1.Зимой река покрылась льдом.         23        5

2.Мальчик подарил маме цветы.        23        5

3.Дежурные стёрли пыль с доски.      24         5

4.Колхозники работали на лугу.          24        5

5.На огород забрались цыплята.         24        5

6.Мы жили возле берёзовой рощи.      24        5


 

Набор 7.

1.Небо покрылось серыми тучами.          25         4

2.Дети посадили во дворе акацию.         25         4

3.Бабушка купила внуку букварь.              25         4

4.Землю согрело тёплое солнышко.       26         4

5.Моя сестра работает на фабрике.          26         4

6.Ласково грело весеннее солнце.           26         4


 

Набор 8.

1.Идёт дождик.                                         10       5

2.Мы любим наш Киев.                            14       7

3.Бабушка печёт пирог.                            17       8

4.У Андрея чистая тетрадь.                      20      10

5.Помогай своему товарищу.                 21       10

6.Быть здоровым очень важно.                22      10


 

Набор 9.

1.Вода в море солёная на вкус.               22         7

2.Наша страна борется за мир.               22         7

3.Началась большая перемена.               23         7

4.Дети ходили в лес за грибами            23         7

5.Руки надо мыть  водой с мылом.        23         7

6.Красивы улицы нашего города.           24         7


 

Набор 10.

1.Москва – столица нашей Родины.            24      5

2.Школьники поливают саженцы.              24       5

3.Депутаты съехались на съезд.                24       5

4.Надо быть честным и правдивым.          25       5

5.Звёзды сияют на башнях Кремля.           25       5

6.Летом наша семья жила на Волге.          25        5


 

Набор 11.

1.Весело колосится густая рожь.               25      4

2.Поля запорошило белым снегом.          25      4

3.Мы читали интересный рассказ.              25      4

4.Мичурин много и упорно работал.          26      4

5.Новые дома растут очень быстро.           26      4

6.Из машины вышел наш учитель.              26      4


 

Набор 12.

1.Мальчик принёс сухих веток.                   26    4

2.В поле поспевает рожь и пшеница.         26     4

3.На стройку привезли рамы и двери.       27     4

4.Дети всех стран хотят жить в мире.        27     4

5.Свежий ветерок повеял прохладой.        28      4

6.Сверкнула молния, и загремел гром.      28     4


 

Набор 13

1.Давно скосили и убрали луга и поля                         28     4

2.Белка взобралась на верхнюю ветку.                        29     4

3.Солнце светило ярко, и дети купались.                    30     4

4.Травы скашивают во время их цветения.                 31     4

5. Дедушка Филипп пасёт коров на пастбище.             32      4

6Люблю я в поле встречать восход солнца.               32      4


 

Набор 14.

1.Поднялась за рекой большая серая туча.                32      4

2.В далёкой тайге живут охотники-эвенки.                33       4

3.Все радовались встрече с космонавтами.               33       4

4.Разведчики отправились в опасный путь.               33       4

5.Дружная семья и землю превратит в золото.         34      4

6.Обувь всегда необходимо очищать от пыли.         34       4


 

Набор 15.

1.Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.                     34     4

2.Меж редеющих верхушек показалась синева.                 35      4

3.Хороши привольные широкие степи Украины.                35     4

4.На смелого собака лает, а трусливого кусает.                36      4

5.Павел и Вика любят читать волшебные сказки.               36      4

6.Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.         37       4


 

Набор 16.

1.В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.             36     5

2.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.                   36      5

3.Школьники готовятся к новому учебному году.                37      5

4.Много работы в яблоневом саду ранней весной.              37      5

5.На берегу моря раскинулся спортивный лагерь .              38      5

6.Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.             38      5


 

Набор 17.

1.Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.           38       5

2.Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.            39      6

3.Мы посадили во дворе ёлочки, липы, клёны и  берёзы.        39       6

4.Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.             40      7

5.Прохладная  вода хорошо освежила уставших ребят.           41       7

6.Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.        42       7


 

Набор 18.

1.На полях выращивают картофель, свёклу, морковь, лук.               42      7

2.Каждый день тысячи людей въезжают в

новые квартиры.                                                                                  43      7

3.Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.              44      7

4.По лесной заросшей тропе идёт группа туристов.                         45      8

5.Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей

строящийся дом.                                                                                   46      8

6. Все люди России живут в мире и дружбе

 с другими народами                                                                         45        8



Источник: http://studopedia.ru/10_197284_sistema-obucheniya-optimalnomu-chteniyu-vnzaytseva.html
Категория: Мои статьи | Добавил: nastya-i96 (19.06.2017)
Просмотров: 2823 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar