Главная » Статьи » Мои статьи |
Программа начальной школы предусматривает освоение детьми вычислительных навыков. Но наши наблюдения, анализ детских работ убеждают в том, что учащиеся допускают много ошибок в вычислениях, причем эти ошибки носят, в основном, индивидуальный характер. Одним из путей выявления причин пробелов в знаниях и навыках у школьников является непрерывный контроль за уровнем их усвоения. Многие учителя пользуются для этого специальными карточками. Обобщив свой опыт и опыт коллег, рекомендуем вариант таких карточек. Первые 4–5 заданий показывают, какими знаниями и навыками должен овладеть ребенок, чтобы освоить вычислительный прием, указанный в теме. Упражнения под номерами, отмеченными звездочкой, активизируют мыслительную деятельность, вырабатывают у ученика самостоятельность и рефлексивность мышления. Ученик, хорошо усвоивший данный учебный материал, может начинать выполнять по карточке задания со звездочкой, остальные начинают с первого номера. Для учителя также важно знать, какой материал включить для повторения, какие знания активизировать при ознакомлении с новым вычислительным приемом, чтобы предупредить возможные ошибки. Карточки помогут учителю в решении и этого вопроса. Исследования, проведенные в 2003–2005 гг., показали высокую востребованность и ценность этого материала для учителей начальных классов. Чтобы помочь ребенку справиться с ошибками, важно вовремя диагностировать ситуацию и получить полное представление об особенностях положения дел у каждого конкретного ученика – увидеть его индивидуальную траекторию овладения учебным материалом. Применение карточек в условиях сельской малокомплектной школы поможет учителю организовать самостоятельную деятельность детей при ознакомлении с новым вычислительным приемом, а также выявить характер ошибок. Таким образом, предложенные карточки, во-первых, помогут подготовить учащихся к объяснению нового приема вычисления, а во-вторых, помогут учителю выявить причины ошибок в вычислениях и организовать работу по их исправлению. Карточка 1 Тема: Вычитание в пределах 10 (вычесть 5, 6, 7, 8, 9). 1. Заполни пропуски. 1, 2, 3, …, 10 9, 8, 7, …, 1 1, 2, …, 5 8, …, 10 2. Вычисли или вставь нужное число. 3 + 2 9 – 2 9 = 6 + [] 5 + 4 2 + 5 8 = 3 + [] 6 + 3 10 – 4 7 = [] + 3 3 + [] = 10 [] + 3 = 9 10 – 6 = [] [] + 6 = 9 2 + [] = 9 9 – 7 = [] 5 + [] = 8 [] + 4 = 9 8 – 5 = [] 10 = 6 + [] 9 = 7 + [] 10 = 9 + [] 10 = 3 + [] 8 = 5 + [] 9 = 8 + [] 10 = [] + 2 9 = 2 + [] 8 = 7 + [] 3. Сравни выражения в каждой строке и поставь между ними знак сравнения >, < или =. 9 – 3 · 9 – 6 8 – 2 · 9 – 3 8 – 2 · 8 – 5 9 – 4 · 8 – 6 8 – 4 · 8 – 3 5 – 1 · 9 – 6 7 + 1 · 7 – 1 6 – 2 · 6 + 2 5 + 3 · 5 – 3 4*. Вставь нужное число. 9 – 1 > 9 – [] 5 – [] < 9 – 3 8 – 3 < 8 – [] 9 – [] > 7 – 3 5*. Прочитай равенства. 8 – 5 = 3 9 – 7 = 2 8 – 7 = 1 9 – 6 =3 8 – 6 = 2 7 – 6 = 1 10 – 7 = 3 7 – 5 = 2 6 – 5 =1 Выпиши эти равенства в три столбика так, чтобы в равенствах каждого столбика те числа, которые вычитаем, были одинаковыми. Перепиши равенства каждого столбика в порядке увеличения значения разности (результата). Объясни, как ты выполнил задание. 6*. Не вычисляя, раздели выражения на две группы. 7 – 5 3 + 5 8 – 6 3 + 6 9 – 7 10 – 8 7 – 6 9 – 6 Объясни, как ты это сделал. Найди значения сумм и разностей (вычисли). Карточка 2. Тема: Сложение в пределах 20 (вида 8 + 6). 1. Вставь нужные числа. 5 = 3 + [] 7 = 3 + [] 8 = [] + 5 9 = [] + 5 10 = [] + [] 7 = [] + [] 9 = [] + [] 8 = [] + [] 2. Дополни до 10 следующие числа: 5, 8, 6, 9, 7. Записывай так: 5 + 5 = 10, 8 + [] = 10... 3. Вычисли (найди значения сумм). 10 + 4, 10 + 2, 10 + 7, 10 + 8, 10 + 5, 10 + 6 4. Вычисли удобным способом (вспомни правило прибавления суммы к числу). 8 + (2 + 3) 6 + (4 + 3) 6 + (8 + 2) 9 + (8 + 1) 5. Вычисли (найди значения сумм). 8 + 6 = 8 + (2 + 4) = (8 + 2) + 4 =10 + 4 – 14 6 + 7 9 + 4 8 + 7 6*. Сравни суммы каждой строки. Поставь знаки сравнения >, < или =. 8 + 4 · 8 + 5 7 + 3 · 3 + 7 6 + 9 · 9 + 5 6 + 3 · 6 + 5 7 + 4 · 8 + 5 9 + 3 · 6 + 6 6 + 8 · 6 + 7 3 + 5 · 5 + 3 9 + 6 · 6 + 8 7*. Сравни суммы. 6 + 4 6 + 2 6 + 5 6 + 1 6 + 6 6 + 7 6 + 3 Не выполняя сложения, выпиши в один столбик суммы, значения которых – двузначные числа, а в другой столбик – суммы, значения которых – однозначные числа. Найди значения сумм. Можно ли дополнить первый столбик еще суммами? Напиши те суммы, которые ты составил, и найди их значения. Можно ли то же самое сделать со вторым столбиком? Карточка 3 Тема: Вычитание в пределах 100 (вида 42 – 17). 1. Вспомни десятичный состав двузначного числа. 47 = 40 + 7 33 = [] + [] 9 + 6 8 + 6 7 + 5 68 = [] + [] 58 = [] + [] 95 = [] + [] 86 = [] + [] 2. Вспомни правило вычитания числа из суммы и вычисли. 57 – 30 = (50 – 30) + 7 = [] 73 – 40 = (70 – []) + 3 = [] 94 – 20 = (90 – []) + [] = [] 68 – 20 = [] 66 – 40 = [] 84 – 50 = [] 3. Вспомни правило вычитания суммы из числа и вычисли. 52 - 7 = (52 – 2) – 5 = [] 34 – 6 = (34 – 4) – [] = [] 87 – 9 = (87 – []) – [] = [] 65 – 8 + [] 73 – 7= [] 44 – 9 = [] 4. Закончи запись решения (вспомни правило вычитания суммы из числа). 42 – (10 + 5) = (42 – 10) – 5 = [] 25 – (10 + 8) = (25 – 10) – [] = [] 5. Вычисли (определи значения разностей). 63 – 28 46 – 17 84 – 37 92 – 44 6*. Выполни действия каждого столбика. Восстанови пропущенные числа. 54 – 30 72 – 50 93 – 40 85 – [] 24 – 6 [] – 8 [] – 5 [] – 7 54 – 36 72 – 58 93 – 45 85 – 37 Что ты заметил? Составь еще два столбика аналогичных заданий. 7*. Вставь нужное число. 52 – 17 > 52 – [] 33 – 15 < [] – 15 44 – 16 < 45 – [] 65 – 28 > [] – 29 Найди несколько значений [] для каждого неравенства. Карточка 4 Тема: Умножение двузначного числа на однозначное (внетабличное умножение). 1. Вставь нужное число. 23 = 20 + 3 18 = [] + [] 4 9 = [] + [] 36 = [] + [] 65 = [] + [] 74 = [] + [] 2. Вычисли (определи значения произведений). 30 · 3 20 · 4 40 · 2 10 · 5 3. Вычисли (определи значения сумм). 80 + 15 70 + 14 80 + 16 60 + 27 40 + 32 60 + 36 4. Закончи запись решения (вспомни правило умножения сумм на число. (20 + 3) · 4 = 20 · 3 + 3 · 4 = [] + [] · [] 17 · 4 = (10 + 7) · 4 = 40 + 28 = [] 19 · 5 = ([] + []) · 5 = [] + [] = [] 5*. Сравни выражения в каждой строке и поставь между ними знаки сравнения >, < или =. 12 · 4 * 12 · 3 18 · 5 * 17 · 5 19 · 4 * 19 · 5 25 · 3 * 23 · 3 37 · 2 * 39 · 2 24 · 4 * 22 · 3 6*. Выполни действия каждого столбика. Восстанови пропущенные числа. 24 · 3 = [] 20 · 3 = [] 4 · 3 = [] Что ты заметил? Составь еще два столбика аналогичных заданий. 7*. Вставь нужное число. 17 · 5 > [] · 5 26 · 3 < 4 · [] 36 · 2 < [] · 2 [] · 4 > [] · 3 [] · [] > 22 · 4 [] · 5 < 4 · [] Найди несколько значений [] для каждого неравенства. Карточка 5 Тема: Деление двузначного числа на однозначное (внетабличное деление). 1. Вычисли. 3 · 4 7 · 9 3 · 5 7 · 2 4 · 3 9 · 4 6 · 5 3 · 8 9 · 3 37 · 2 = [] [] · 2 = [] [] · 2 = [] 18 · 5 = [] [] · 5 = [] 8 · [] = [] а) 7 · 4 5 · 6 3 · 7 б) 36 : 4 18 : 3 24 : 3 2. Закончи запись решения (вспомни правило деления суммы на число). (20 + 16) : 4 = 40 : 4 + 16 : [] =[] (50 + 20) : 5 = 50 : 5 + [] : [] = [] (60 + 18) : 3 = 60 : [] + [] : [] = [] (80 + 12) : 4 = [] : [] + [] : [] = [] 3. Выдели наибольшее количество десятков, которое делится на данный делитель с получением десятков. Записывай так: 72 : 6 → 60 : 6 75 : 5 → [] : [] 72 : 3 → [] : [] 96 : 4 → [] : [] 78 : 3 → [] : [] 96 : 8 → [] : [] 4. Вычисли: 72 : 6 – (60 + 12) : 6 = [], 80 : 5 = (50 + 30) : 5 =[]. 96 : 4 96 : 8 75 : 5 72 : 4 60 : 4 92 : 4 38 : 2 58 : 2 78 : 3 72 : 3 96 : 6 34 : 2 78 : 6 96 : 8 5*. Выполни действия каждого столбика. Восстанови пропущенные числа. 54 : 3 30 : 3 24 : 3 96 : 6 60 : [] [] : 6 Что ты заметил? Составь еще два столбика аналогичных заданий. 6*. Вставь нужное число. 78 : 3 > 78 : [] 96 : 4 < 96 : [] 58 : [] > 84 : 3 45 : 3 < [] : 3 Найди несколько значений [] для каждого неравенства. Карточка 6 Тема: Деление на двузначное число. 1. Определи количество цифр в частном (обозначь количество точками), для этого выдели первое неполное делимое. 32384 : 92 11475 : 27 42572 : 58 2. Замени ближайшим круглым числом: 84, 32, 69, 27, 48, 53, 45. 3. Выполни действия. 174 : 10 = [] (ост. []) 36 : 8 = [] (ост. []) 298 : 10 = [] (ост. []) 5 : 7 = [] (ост. []) 649 : 10 = [] (ост. []) 19 : 3 = [] (ост. []) 73 : 9 =[] (ост. []) 12 : 19 = [] (ост. []) 4. Выполни действия. 0 : 7 67 – 59 453 – 309 18 · 5 101 – 96 5. Определи значение частного. 17118 : 27 16797 : 33 14973 : 69 24694 : 24 168448 : 56 1152 : 12 6*. Найди рациональный способ вычисления. 11628 : 57 – 10488 : 57 + 57 · 80 7*. Восстанови утерянные цифры: Проверь умножением или делением. 5 · 9 3 · 4 4 · 8 3 · 6 9 · 4 8 · 3 4 · 10 2 · 30 40 · 2 8 : 2 9 : 3 6 : 2 45 : 5 16 : 4 20 : 5 40 : 2 60 : 3 80 : 4 78 : 3 60 : 3 18 : 3 96 : 3 80 : 4 : [] 92 : [] 80 : [] [] : 4 96 : 6 → 60 : [] 72 : 4 → [] : [] 80 : 5 → [] : [] 0 : 12 83 – 75 609 – 289 24 · 3 72 – 48 26 · 3 126 – 98 1 9 · 4 394 – 178 И.И. Целищева – доцент Шуйского государственного педагогического университета, г. Шуя, Ивановская обл. Источник: http://n-shkola.ru/storage/archive/1407918230-728621963.pdf | |
Просмотров: 810 | |
Всего комментариев: 0 | |