Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование у первоклассников навыков быстрого устного счета. З.И. Огурцова учитель высшей категории СОШ No 17, г. Зеленодольск, Республика Татарст

Формирование у первоклассников

навыков быстрого устного счета

З.И. Огурцова

 

Техникой счета до пяти и обратно дети владеют уже с детского сада. В 1-м классе мы обучаем ребенка счету до десяти и обратно. При этом применяем практические методы и приемы, в основе которых лежит пересчитывание различных групп предметов: флажков, грибочков, звездочек, геометрических фигур и т.д. Затем переходим к обучению сложению и вычитанию в пределах десяти, используя тот же прием пересчитывания предметов, т.е. ребенок обучается сложению и вычитанию практически или считает на пальцах.

Однако когда возникает ситуация сложения и вычитания в уме, то не все дети справляются. Перед детьми и их родителями возникает проблема: как научиться считать в уме? Из своих наблюдений на уроках математики в начальной школе я пришла к мысли, что ребенок будет успешно справляться с любым заданием (решением задач, уравнений, неравенств, логических заданий), если он отлично владеет техникой счета в уме уже с 1-го класса.

Со второй четверти 1-го класса я  ввожу обязательные минутки счета или «математические цепочки», когда ребенок сначала может считать в уме, используя изображение числового луча в виде солнышка с длинным лучом:

Рассказываю детям сказку «Как числа нашли свои домики»:

Жили-были числа от 0 до 10. Они жили дружно: играли, веселились, но своего домика у них не было. Как-то раз они попытались поселиться на деревянной линейке, в тетради школьника и на обложке учебника. Но там им было скучно, одиноко, а главное – холодно и неуютно. Однажды их заметило солнышко и сказало:

– Приходите жить ко мне! У меня всем хватит места!

Оно протянуло свой луч до земли, и числа охотно заняли свои домики по порядку.

До сих пор они там отлично поживают  и даже с удовольствием помогают первоклашкам считать.

Этот прием вызывает интерес у детей, и они начинают «считать по  лучу». Затем наступает ноябрь, и я рассказываю, что солнце осенью мало греет, все реже оно радует нас своим светом и теплом. Предлагаю пробовать считать в уме: прибавлять и вычитать сначала 1, потом 2, 3. Причем делаю это одновременно: если прибавляем 1, то и вычитаем 1, на одном уроке. Это вырабатывает навык сложения – «шагай по лучу вправо», вычитание – «шагай по лучу влево». Уже через неделю 8–10 человек из класса отлично считают в уме, им это нравится больше, чем считать «по лучу». Затем в счет включаются еще 6–7 человек. Но, как и в любом классе, есть слабоуспевающие дети, они справляются с этим приемом за 3–4 недели.

Таким образом, к концу первого полугодия 1-го класса все дети обучены приему устного сложения и вычитания в пределах 10.

Со второго полугодия я приступаю к обучению приему сложения и вычитания в пределах 20 и довожу этот  навык до автоматизма. Вновь связываю этот вид сложения и вычитания с «лучом». Рассказываю, что в январе день прибавляется, а ночь становится короче. Солнце все чаще заглядывает  в наши окна, «луч» стал длиннее, и  на нем хватило места числам до 20 (удлиняю луч).

Дети складывают и прибавляют в пределах 20 сначала по «лучу» (1–2 недели), а затем вновь делают это в уме.

Уже к концу третьей четверти я довожу навык счета до автоматизма и предлагаю приемы сложения и вычитания в пределах 100 поэтапно: сначала – действия круглыми числами, затем – на основе десятичного состава чисел, дальше – с переходом через круглые числа. Здесь уже основываю всю работу на счете в уме, без «луча». В результате проделанной работы дети отлично справляются с математическими цепочками вида:

а) 2 + 2 + 4 – 5 + 0 + 4 + 3 – 6 + 5 – 2 – 3 – 0 + 6 – 1 – 3

б) 20 + 30 + 40 – 30 + 10 – 40 + 30 + 30 – 10 – 20 – 40 + 30

в) 8 + 4 – 2 + 5 – 7 + 8 – 2 – 7 + 6 + 7 – 0 – 2 – 9

г) 23 + 2 + 25 – 6 – 20 + 8 – 15 + 9 + 30 + 7 – 20 + 4

Считаю, что именно в 1-м классе надо добиваться хорошей техники сложения и вычитания в уме, так как это позволяет экономить время – ведь первоклассники сталкиваются не с таким уж большим количеством задач, уравнений, логических заданий; во 2-м классе предстоит отрабатывать до автоматизма приемы сложения и вычитания в пределах 100 (первая – вторая четверть). Но на уроке этому уделяется уже меньше времени, лучше посвятить свободные минуты решению задач: арифметических, геометрических, логических и т.д.

Во втором полугодии 2-го класса я обучаю детей приемам сложения и вычитания в уме в пределах 1000.

Вы спросите, а зачем? Ведь далее идет обучение письменным приемам сложения и вычитания «столбиком».

Сначала я отрабатываю приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000 круглых чисел, на основе десятичного состава чисел, с переходом через круглые числа. В результате дети считают математические цепочки вида:

а) 500 + 300 – 200 – 300 + 400 + 300 – 100 – 800 – 100

б) 600 – 480 – 70 + 150 + 150 – 100 + 90 – 230 – 0

в) 120 + 80 + 350 – 80 – 70 + 360 ++ 40 – 50 – 140

На этом отработка навыков устного сложения и вычитания в пределах 1000 заканчивается. Но, чтобы дети не потеряли этого навыка в 4м классе, на уроках математики ежеурочно ввожу эти математические цепочки. Они очень нравятся детям, даже слабоуспевающие решают их с удовольствием.

А в 4-м классе ученики уже самостоятельно начинают составлять такие цепочки, готовят их к устному счету,

задают друг другу в свободное время.

Предлагаю вам конспект  Урока математики во 2 м классе, проведенного в конце четвертой четверти.

Тема урока

«Закрепление изученного. Сложение и вычитание в пределах 100».

Цели урока:

1) совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100;

2) развивать умения решать текстовые задачи, записывая решение выражением;

3) развивать логическое мышление;

4) воспитывать любовь к предмету.

Ход урока.

1. Вступительная часть.

Учитель читает детям известные высказывания о математике:

Математика – царица наук.

Математику учить – ум точить.

Математику затем учить следует, что

она ум в порядок приводит.

– Как вы понимаете эти высказывания?

– Сегодня на уроке вы еще раз убедитесь, что математика – очень интересный, необходимый современному человеку предмет. А чем вы будете заниматься, скажите сами, рассмотрев

лист-задание на ваших партах (листы-задания раздаются заранее).

Дети сами формулируют тему урока.

2.Звучит музыка «Пастушок». Учитель читает под музыку стихотворение

о весне, вывешивает иллюстрации.

4) Блиц-турнир. Составь выражения к задачам.

В одном классе 16 учеников, а в другом – 18. Сколько учеников в двух классах?

В одном классе 16 учеников, а в другом – 18. На сколько во втором  классе больше учеников, чем в первом? В одном классе 16 учеников, это на 2 ученика меньше, чем в другом классе.

Сколько учеников в другом классе?

5) Реши уравнения.

а) 24 + х =79

Решение:

х=

Ответ:

х=

Проверка: ...

б) 90 – х= 34

в)х– 18 = 57

6. Домашнее задание: доделать задания.

7. Оценка.

Оцени себя сам: «5», «4», старался.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою...

– И мы с вами встречаем весну, мы рады ей! Скоро появятся первые весенние цветы (учитель вывешивает рисунки цветов: подснежников, нарциссов и тюльпанов, а также рисунок

солнышка с длинным лучом, на котором расположены числа от 0 до 10.

Затем по ходу устного счета учитель добавляет луч с числами от 10 до 20.

Это поможет слабоуспевающим детям лучше справиться со всеми заданиями на уроке. Если учитель уверен, что все дети справятся без помощи лучей, то их можно не вывешивать).

– Цветы будут вашими оценками, а в конце урока мы узнаем, какой ряд больше соберет цветов – вы оцените себя сами (по ходу урока учитель дает за правильный ответ цветок-жетон).

3. Устный счет. Математические цепочки.

– Поспевай, поспевай, ответ верно называй!

а) 3 + 3 – 2 + 4 + 2 – 5 + 3 – 6 + 2 ++ 5 – 0 – 2 + 0 – 3 =

б) 7 + 7 + 8 – 2 – 9 + 3 – 6 + 8 – 7 + 9 + 4 – 9 + 3 – 8 =

в) 40 + 40 + 10 – 30 – 40 + 20 + 50 – 10 + 40 – 10 – 70 – 20 =

г) 40 + 15 + 25 – 4 – 16 + 38 – 9 – 9 – 21 – 13 – 20 =

4. Физминутка «Как олень спас зайца».

5.Работа с листами-заданиями:

1) Игра «Угадай число».

2) Укажи порядок действий в примерах.

Сделай вывод.

53 – (27 – 14) + 20

а– (b – с + d)

3) Вычисли удобным способом.

а) 2 + (69 + 28)

б) 154 – (54 + 30)

Зильфира Исмагиловна Огурцова– учитель высшей категории СОШ No 17, г. Зеленодольск, Республика Татарстан.



Источник: http://school2100.com/upload/iblock/2c0/2c0d6ac132b3484ba0551d8f49a8b51e.pdf
Категория: Мои статьи | Добавил: nastya-i96 (03.06.2017)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0