Главная » Статьи » Мои статьи |
Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики Т.А. Мезенцева Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной для многих педагогов, в том числе и для учителей начальных классов. Что понимают под дифференцированным обучением? Это форма организации учебной деятельности школьников, обеспечивающая учителю специализацию учебного процесса для различных групп учачщихся, которые создаются с учётом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности. Дифференцированное обучение – это учёт индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития. Следует обратить внимание на следующие особенности: – дифференцированное обучение целесообразно проводить в структуре гетерогенного (разнородного класса), где разный интеллектуальный уровень учебного коллектива становится благоприятным фактором развития для детей; – в основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности; – исходя из сказанного, учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребёнка, сформировать у него умение учиться; – на основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы – коррекционно-развивающие тетради по учебному предмету, что позволит вовремя устранить причины возникших или возможных ошибок; – обязательным условием общего развития в системе дифференцированного обучения является создание благоприятного фона учебного процесса, подбор дополнительной, интересной для младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, но которая даёт возможность развивать общую культуру и эрудицию ребёнка. Несколько лет я работаю над проблемой дифференцированного обучения. Дело в том, что в моём классе обучаются дети, различающиеся и по способностям, и по интеллектуальному развитию. При самостоятельной работе или при отработке какого-либо навыка дети со средними и низкими способностями испытывают затруднения и неловкость. Конечно, в арсенале современного учителя имеется множество средств решения данной проблемы. Это разработка заданий различной сложности, различного объёма, различные меры помощи детям при выполнении учебных заданий, индивидуальные домашние задания и др. Мне предстояло найти свой путь, и результатами этих усилий я хотела бы поделиться с коллегами. Цель: разработать методику деятельности учителя начальных классов с использованием дифференцированного подхода к обучению для более качественного усвоения учебного материала по математике. Предмет исследования: – материал к учебнику «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких [1]; – литература по теме «Дифференцированный подход в обучении». Гипотеза: если разработать методику деятельности учителя начальных классов с использованием дифференцированного подхода при подборе заданий по математике, то можно добиться более качественного усвоения учащимися учебного материала. Задачи: – изучить и проанализировать литературу по теме «Дифференцированный подход в обучении младших школьников», программу по математике [4], учебник «Математика» [1]; – определить методику деятельности учителя начальных классов с использованием дифференцированного подхода; – опробовать методику на базе МКОУ «Михайловская СОШ». В соответствии с дифференцированным подходом в обучении я разработала методику деятельности учите ля начальных классов, подбирая задания трёх разных уровней. Задания первого уровня – стандартные. Цель: - создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех; - создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свои способности и выбрать задание на соответствующую отметку. Например: Найди значения выражений:
30 + 4 4 + 30 34 – 4 34 – 30 70 + 9 9 + 70 79 – 9 79 – 70 28 – 8 28 – 20 20 + 8 8 + 20 91 – 1 91 – 90 90 + 1 1 + 90
Задания второго уровня – поиск новых знаний. Цель: - обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником; - организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний. Например: Найди значения выражений, составь взаимообратные выражения:
30 + 4 = 34 4 + 30 = 34 34 – 4 = 30 34 – 30 = 4 70 + 9 = 79 9 + 70 = 79 79 – 9 = 70 79 – 70 = 9 28 – 8 = 20 28 – 20 = 8 20 + 8 = 28 8 + 20 = 28 91 – 1 = 90 91 – 90 = 1 90 + 1 = 91 1 + 90 = 91
Задания третьего уровня – творческие. Цель: - обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации; - формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний; - привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач.
30 + 4 = * 4 + * = 34 * – 4 = 30 34 – * = 4 70 + 9 = * 9 + * = 79 * – 9 = 70 79 – * = 9 28 – 8 = * 28 – * = 8 * + 8 = 28 8 + * = 28 91 – 1 = * 91 – * = 1 * + 1 = 91 1 + * = 9
Задания второго и третьего уровней различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций. К ним относятся также задания логического характера, но при этом все три уровня тесно связаны между собой Источник: http://school2100.com/upload/iblock/3dc/Mezentseva.pdf | |
Просмотров: 667 | |
Всего комментариев: 0 | |