Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики Т.А. Мезенцева

Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики Т.А. Мезенцева

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной для многих педагогов, в том числе и для учителей начальных классов. Что понимают под дифференцированным обучением? Это форма организации учебной деятельности школьников, обеспечивающая учителю специализацию учебного процесса для различных групп учачщихся, которые создаются с учётом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности.

Дифференцированное обучение – это учёт индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития. Следует обратить внимание на следующие особенности:

– дифференцированное обучение целесообразно проводить в структуре гетерогенного (разнородного класса), где разный интеллектуальный уровень учебного коллектива становится благоприятным фактором развития для детей;

– в основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности;

 – исходя из сказанного, учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребёнка, сформировать у него умение учиться;

– на основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы

– коррекционно-развивающие тетради по учебному предмету, что позволит вовремя устранить причины возникших или возможных ошибок;

– обязательным условием общего развития в системе дифференцированного обучения является создание благоприятного фона учебного процесса, подбор дополнительной, интересной для младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, но которая даёт возможность развивать общую культуру и эрудицию ребёнка.

Несколько лет я работаю над проблемой дифференцированного обучения. Дело в том, что в моём классе обучаются дети, различающиеся и по способностям, и по интеллектуальному развитию. При самостоятельной работе или при отработке какого-либо навыка дети со средними и низкими способностями испытывают затруднения и неловкость. Конечно, в арсенале современного учителя имеется множество средств решения данной проблемы. Это разработка заданий различной сложности, различного объёма, различные меры помощи детям при выполнении учебных заданий, индивидуальные домашние задания и др. Мне предстояло найти свой путь, и результатами этих усилий я хотела бы поделиться с коллегами.

Цель: разработать методику деятельности учителя начальных классов с использованием дифференцированного подхода к обучению для более качественного усвоения учебного материала по математике.

 Предмет исследования:

 – материал к учебнику «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких [1];

 – литература по теме «Дифференцированный подход в обучении». Гипотеза: если разработать методику деятельности учителя начальных классов с использованием дифференцированного подхода при подборе заданий по математике, то можно добиться более качественного усвоения учащимися учебного материала.

 Задачи:

– изучить и проанализировать литературу по теме «Дифференцированный подход в обучении младших школьников», программу по математике [4], учебник «Математика» [1];

– определить методику деятельности учителя начальных классов с использованием дифференцированного подхода;

 – опробовать методику на базе МКОУ «Михайловская СОШ». В соответствии с дифференцированным подходом в обучении я разработала методику деятельности учите ля начальных классов, подбирая задания трёх разных уровней.

Задания первого уровня – стандартные.

Цель:

- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех;

- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свои способности и выбрать задание на соответствующую отметку.

Например:

Найди значения выражений:

 

30 + 4

4 + 30

34 – 4

34 – 30

70 + 9

9 + 70

79 – 9

79 – 70

28 – 8

28 – 20

20 + 8

8 + 20

91 – 1

91 – 90

90 + 1

1 + 90

 

Задания второго уровня – поиск новых знаний.

Цель:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;

- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний.

Например:

Найди значения выражений, составь взаимообратные выражения:

 

30 + 4 = 34

4 + 30 = 34

34 – 4 = 30

34 – 30 = 4

70 + 9 = 79

9 + 70 = 79

79 – 9 = 70

79 – 70 = 9

28 – 8 = 20

28 – 20 = 8

20 + 8 = 28

8 + 20 = 28

91 – 1 = 90

91 – 90 = 1

90 + 1 = 91

1 + 90 = 91

 

Задания третьего уровня – творческие.

Цель:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;

- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний;

- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач.

 

30 + 4 = *

4 + * = 34

* – 4 = 30

34 – * = 4

70 + 9 = *

9 + * = 79

* – 9 = 70

79 – * = 9

28 – 8 = *

28 – * = 8

* + 8 = 28

8 + * = 28

91 – 1 = *

91 – * = 1

* + 1 = 91

1 + * = 9

 

Задания второго и третьего уровней различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций. К ним относятся также задания логического характера, но при этом все три уровня тесно связаны между собой



Источник: http://school2100.com/upload/iblock/3dc/Mezentseva.pdf
Категория: Мои статьи | Добавил: nastya-i96 (27.06.2017)
Просмотров: 667 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar