Главная » Статьи » Мои статьи |
Обучение решению задач Этапы решения задачиI. Восприятие и осмысление задачи.Цель: понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование. Приемы выполнения: 1.Правильное чтение задачи в случае, когда задача задана текстом. 2.Правильное слушание при восприятии задачи на слух. 3.Представление ситуации, описанной в задаче. 4.Разбиение текста на смысловые части. 5.Переформулировка текста задачи: замена термина содержательным описанием; замена содержательного описания термином; замена некоторых слов синонимами или другими словами, близкими по смыслу; исключение части текста, не влияю щей на результат решения; замена некоторых слов, терминов словами, обозначающими более общее или более частное понятие; изменение порядка слов и (или) предложений; дополнение текста пояснениями; замена числовых данных другими, более наглядными; замена числовых данных буквенными; замена буквенных данных числовыми; введение произвольных единиц величин и связанные с этим другие изменения текста. 6.Построение материальной или материализованной модели: предметной (показ задачи на конкретных предметах, в лицах — драматизация с использованием приема "оживления" или без него); геометрической ; условно-предметной (рисунок); словесно-графической ; табличной (таблица). 7.Постановка специальных вопросов: О чем задача? Что требуется узнать (доказать, найти) ? Что известно? Что неизвестно? Что обозначают слова... словосочетания... предложения? Какие предметы, понятия, объекты описываются в задаче? Какими свойствами, величинами они характеризуются? Сколько раз и как дается характеристика каждого предмета, понятия, объекта? Какая ситуация описывается в задаче? Сколько ситуаций описывается в задаче? Другие вопросы по содержанию задачи. II. Поиск плана решения. Цель: составить план решения задачи. Приемы выполнения: 1.Рассуждения "от вопроса к данным" и (или) "от данных к вопросу" без построения графических схем: по данному тексту; по модели. 2.Рассуждения "от вопроса к данным" и (или) "от данных к вопросу" с построением графической схемы: по данному тексту; по модели. 3.Замена неизвестного переменной и перевод текста на язык равенств и (или) неравенств с помощью рассуждений "от вопроса к данным" и (или) 'от данных к вопросу": по данному тексту; по модели. III. Выполнение плана решения. Цель: найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи). Приемы и формы выполнения: 1.Устное выполнение каждого пункта плана. 2.Письменное выполнение каждого пункта плана: 1) арифметического решения: в виде выражения с записью шагов по его составлению, вычислений и полученного результата этих вычислений — равенства; в виде выражения, преобразуемого после вычислений в равенство, без записи шагов по составлению выражения; по действиям с пояснениями; по действиям без пояснений; по действиям с вопросами; 2) алгебраического решения: в виде уравнения (неравенства) и его решения; через запись шагов составления уравнения, самого уравнения и его решения; 3) графического и геометрического решения: в виде чертежа и (или) рисунка без промежуточных шагов построения и измерения; в виде чертежа и (или) рисунка с представлением промежуточных шагов построения и измерения; 4) табличного решения: в виде таблицы с записью шагов по ее построению и заполнению; в виде таблицы и ее заполнения без представления промежуточных шагов; 5) логического решения: с использованием символического языка логики; без использования символического языка логики. 3.Выполнение решения путем практических действий с предметами: реальное; мысленное. 4.Выполнение пунктов плана с помощью вычислительной техники или других вычислительных средств: с записью программы для ЭВМ, МК или др. техники; без записи программы для ЭВМ, МК и др. техники. IV. Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения. Приемы выполнения: 1.Прогнозирование результата и последующее сравнение хода решения с прогнозом. При несоответствии прогнозу — решение неверно. При соответствии решение может быть как верным, так и неверным. 2.Установление соответствия между результатом решения и условием задачи: введение в текст задачи вместо вопроса ответа на него , получение всех возможных следствий из полученного текста, сопоставление результатов друг с другом и с информацией, содержащейся в тексте.
Графическое решение может быть геометрическим, если основано на геометрических свойствах изображений, и негеометрическим, если свойства геометрических фигур не используются. Результаты проверки любым из перечисленных приемов достоверны лишь в той мере, в какой правильно осуществлены все проверяющие действия и операции.
V. Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования). Цель: дать ответ на вопрос задачи . Формы и способы выполнения: 1.Построение развернутого истинного суждения вида: "Так как.,., то можно сделать вывод, что... . 2.Формулировка полного ответа на вопрос задачи без обосновывающей части устно или письменно. 3.Формулировка краткого ответа устно или письменно с помощью специальных знаков. VI. Исследование решения. Цель: установить, является ли данное решение единственным или возможны и другие результаты, удовлетворяющие условию задачи. Приемы выполнения: 1.Изменение результата решения в соответствии с его смыслом и установление характера (направления) изменений в отношениях между измененным результатом и условием задачи. 2.Подбор другого результата решения и установление соответствия (возможности соответствия) условию задачи. Оценка степени возможности удовлетворения условию задачи других результатов. Источник: http://pedlib.ru/Books/5/0310/5_0310-13.shtml#book_page_top | |
Просмотров: 3635 | |
Всего комментариев: 0 | |